1 июля /
 нижняя неделя
ENG
поиск по фильтру
применить
изменить фильтр
очистить все
1 июля /
нижняя неделя
EN
Кафедры факультета

о факультете

структура

наука

образование

студентам

абитуриентам

сотрудникам

структура

Структура главная

Кафедры

Научно-исследовательские лаборатории

Административные подразделения

Реализуемые проекты

Учебно-научные базы

Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО)

Диссертационные советы

МГУ.11.01 МГУ.11.02 МГУ.11.03 МГУ.11.04

Объявления

Объявления

Начало активности (дата):
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
Часть описания, выводимая в архиве после нажатия "читать объявление полностью":
Выбрать период
Следите за нами в соцсетях

9 апреля 2014

ТЕКУЩИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ, КОНКУРСЫ, ГРАНТЫ, СТИПЕНДИИ
Поделиться
icon icon

8 апреля 2014

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ OC Windows XP

По поступившей от ООО “Майкрософт Рус» информации, с 8 апреля 2014 г. прекращается поддержка и обновление операционной системы (OC) Windows XP. В связи с этим, Управлением Информатизации МГУ рекомендуется обновить используемую ОС Windows XP до более поздних версий (Windows 7, Windows 8). Сертифицированные операционные системы Windows XP рекомендуется использовать в соответствии с «Информационным сообщением о применении сертифицированной по требованиям безопасности информации операционной системы Windows XP в условиях прекращения ее поддержки разработчиком» ФСТЭК России от 7 апреля 2014 г. № 240/24/1208, максимальным сроком использования до декабря 2016 года.
http://fstec.ru/normotvorcheskaya/informatsionnye-i-analiticheskie-materialy/64-normotvorcheskaya/informatsionnye-i-analiticheskie-materialy/823-informatsionnoe-soobshchenie-fstek-rossii5
Поделиться
icon icon

2 апреля 2014

ТЕКУЩИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ, КОНКУРСЫ, ГРАНТЫ, СТИПЕНДИИ
Предлагаем Вашему вниманию информацию по текущим международным проектам, конкурсам, грантам, стипендиям (на 02.04.2014).
Поделиться
icon icon

1 апреля 2014

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РГО НА АПРЕЛЬ 2014 г.
Дорогие друзья! Приглашаем Вас на заседания Московского отделения РГО. Ознакомиться с календарным планом заседаний МЦ РГО на апрель 2014 г.
Поделиться
icon icon

20 марта 2014

ВСТРЕЧА С ОРГАНИЗАТОРАМИ ПРОЕКТА "БРОСОК НА ВОСТОК"

В субботу 29-го марта в 15:00 на географическом факультете МГУ, в аудитории 1801 состоится встреча с организаторами проекта «Бросок на Восток». Пищулов Сергей, Жоров Никита (выпускники географического факультета) и Коваленко Василий расскажут о своем автомобильном путешествии по маршруту Санкт-Петербург--Сахалин-Москва, который продолжался более 2,5 месяцев. За это время участники экспедиции проехали 30 000 км, посетив 29 субъектов РФ.

Цель 80-дневного "Броска на Восток" (http://vk.com/brosoknavostok) — доказать, что подобная поездка доступна каждому, привлечь внимание к автотуризму по России, перебороть предубеждения о том, что путешествовать по России не так легко и интересно, как по другим странам.

Ребята расскажут:
- о том, как планировали путешествие - что учитывали при подготовке, какие ошибки совершили, а также о привлечении спонсоров;
- о самой поездке, что она для них представляет и как выглядит в глазах простых людей;
- какие регионы посетили - от нацпарков и заповедников через крупные города-миллионники до крупных промышленных предприятий;
- об освещении поездки в СМИ, блогосфере и соцсетях.

А еще участники проекта попытаются передать свою любовь к путешествиям по России всем остальным.
Приглашаются все желающие!
Если Вам необходимо оформление пропуска для прохода в МГУ, пожалуйста, сообщите свои данные (ФИО, телефон) до 20:00 27 марта по тел.: 8(916) 986 16 84 или по электронной почте starovoitov@list.ru (контактное лицо - Павел Старовойтов)

Поделиться
icon icon

19 марта 2014

ТЕКУЩИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ, КОНКУРСЫ, ГРАНТЫ, СТИПЕНДИИ
Предлагаем Вашему вниманию информацию по текущим международным проектам, конкурсам, грантам, стипендиям (на 19.03.2014).
Поделиться
icon icon

13 марта 2014

ВНИМАНИЮ ИНОГОРОДНИХ УЧАСТНИКОВ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ "ЛОМОНОСОВ" ПО ГЕОГРАФИИ
Обращаем Ваше внимание на то, что регистрация 16 марта будет проводиться в Ломоносовском корпусе (Ломоносовский пр., д.27, корп.1) с 8:00 до 9:00
Смотреть схему расположения зданий МГУ на Ленинских горах (на схеме - копрус ЛП27-1, перед зданием Интеллектуального центра - Фундаментальной библиотеки МГУ)
Поделиться
icon icon

12 марта 2014

ТЕКУЩИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ, КОНКУРСЫ, ГРАНТЫ, СТИПЕНДИИ
Поделиться
icon icon

12 марта 2014

ВНИМАНИЮ ИНОГОРОДНИХ УЧАСТНИКОВ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ "ЛОМОНОСОВ" ПО ГЕОГРАФИИ
К сожалению, оргкомитет олимпиады "Ломоносов" дополнительные места для поселения в общежитии МГУ с 15 марта до 16 марта не выделяет. Просьба устраиваться в Москве самостоятельно.
Списки участников заключительного этапа олимпиады, которым будет предоставлено общежитие:

1. Ковалева Алена, 11 класс, Ижевск
2. Хлебников Максим, 11 класс, Бугульма
3. Волкова Валентина. 11 класс, Астрахань
4. Сахарова Виктория, 8 класс, Брянск
5. Шмальц Владимир, 11 класс, Волгоград
6. Чурсин Александр, 11 класс, Волгоград
7. Бирюкова Татьяна, 11 класс, Волгоград
8. Смыгина Карина, 11 класс, Волгоград
9. Сидорова Надежда, 11 класс, Волгоград
10. Егоров Илья, 11 класс, Елабуга
11. Береснев Артем, 11 класс, Ижевск
12. Сабирова Лиана, 11 класс, Нефтекамск
13. Конопляникова Галина, 11 класс, Дубна
14. Борзенков Александр, 10 класс, Новочебоксарск
15. Соколова Валентина, 11 класс, Волгоград
16. Трофимова Дарья, 11 класс, Волгоград
17. Ромах Евгений, 7 класс, Йошкар-Ола (?)
18. Пахомова Неонилла, 11 класс, Георгиевск (?)
19. Усманова Адель, 11 класс, Набережные Челны
20. Губарев Антон, 11 класс, Тамбов
Поделиться
icon icon

11 марта 2014

ВНИМАНИЮ УЧАСТНИКОВ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ "ЛОМОНОСОВ"-2014 ПО ГЕОГРАФИИ
С 11 марта 2014 г. начинается регистрация участников заключительного этапа Олимпиады по географии (аудитория 1920 Главного здания МГУ, график работы - на сайте факультета  http://www.geogr.msu.ru/abiturient/school/lom/). Убедительная просьба участников, проживающих в Москве и ближнем Подмосковье, зарегистрироваться до 14 марта 2014 г.
Регистрация иногородних участников будет проводиться 15 марта в часы работы приемной комиссии, а также 16 марта с 7.30 до 8.30 в аудитории 1920 Главного здания МГУ. Убедительная просьба иногородних участников, прибывающих для регистрации 16 марта, сообщить об этом заранее по адресу pk@geogr.msu.ru.

По данным на утро 11.03.2014 заявку на предоставление общежития подали следующие участники заключительного этапа, которым будет предоставлено общежитие с 15.03 2014 по 16.03.2014 г.:

1. Ковалева Алена, 11 класс, Ижевск
2. Хлебников Максим, 11 класс, Бугульма
3. Волкова Валентина. 11 класс, Астрахань
4. Сахарова Виктория, 8 класс, Брянск
5. Шмальц Владимир, 11 класс, Волгоград
6. Чурсин Александр, 11 класс, Волгоград
7. Бирюкова Татьяна, 11 класс, Волгоград
8. Смыгина Карина, 11 класс, Волгоград
9. Сидорова Надежда, 11 класс, Волгоград
10. Егоров Илья, 11 класс, Елабуга
11. Береснев Артем, 11 класс, Ижевск
12. Сабирова Лиана, 11 класс, Нефтекамск
13. Конопляникова Галина, 11 класс, Дубна
14. Борзенков Александр, 10 класс, Новочебоксарск
15. Соколова Валентина, 11 класс, Волгоград
16. Трофимова Дарья, 11 класс, Волгоград
17. Ромах Евгений, 7 класс, Йошкар-Ола (?)
18. Пахомова Неонилла, 11 класс, Георгиевск (?)
19. ?
20. ?

Дополнения к списку участников, которым будет предоставлено общежитие, смотрите здесьhttp://www.geogr.msu.ru/abiturient/school/lom/

Информация о возможности предоставления дополнительных мест в общежитии (свыше 20 выделенных оргкомитетом) будет сообщена дополнительно.

Поделиться
icon icon

6 марта 2014

ЗАСЕДЕНИЕ СЕМИНАРА "КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ"
Семинар «Культурный ландшафт» и секция по культурной географии регионального отделения «Московский центр» РГО (совместно с комиссией истории географических знаний и исторической географии) приглашают Вас на 246-е заседание, которое состоится 12 марта 2014 г.
Тема доклада - “Московия и Тартария (этюды к картине мира)», автор - Пчелкин С.А., Институт Наследия.
Начало семинара в 17-00 в ГЗ МГУ. Ауд. 21-04 (21 этаж Главного здания МГУ). По поводу пропусков пишите не позже вечера 9 марта по адресу seminarkl@yandex.ru


Основные положения доклада
1. "Олимп - ойкумена - Тартария - Тартар"
2. "Олицетворённая история"
3. "Пуп Земли"

Поделиться
icon icon

3 марта 2014

ЗАСЕДЕНИЕ СЕМИНАРА "КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ"
Семинар «Культурный ландшафт» и секция по культурной географии регионального отделения «Московский центр» РГО (совместно с комиссией истории географических знаний и исторической географии) приглашают Вас на 245-е заседание, которое состоится 5 марта 2014 г.
Тема доклада «Словесные портреты территорий: к столетию со дня рождения Ю. К. Ефремова » с презентацией нового издания книги Ю.К. Ефремова «Над Красной Поляной» («Тропами горного Черноморья»)
Автор - О.Е. Тимошенко
Начало семинара в 18-00 в в здании Московской штаб-квартиры РГО. Новая площадь, 10, стр. 2. 5 этаж. Метро Лубянка, Китай-город. Вход по предварительной записи (нужно сообщить ФИО полностью) – seminarkl@yandex.ru

Основные положения

Краткая биографическая справка.

Ландшафт как центр географических и литературных интересов Ю.К. «Поэзия пространства». – «Тропы горного Черноморья»: удачный опыт «словесного портрета территории». Аналогия с портретом человека в классической литературе. Геоморфология «в роли психологии». – Краснополянские стихи. – Другие регионы в изображении Ю.К.: Курилы, Передняя Азия, Цейлон, вся Россия. – «Природа моей страны»: попытка объять необъятное и признание неизбежности «чужих впечатлений». – Любимые и нелюбимые ландшафты. Предпочтение территориям с более ярко выраженным рельефом, с «выразительной» тектонической историей.

Электронная версия «Природы моей страны» на сайте, посвященном памяти Ю.К. Ефремова. Авторский «словесный портрет» России дополняется «чужими впечатлениями» – отрывками из произведений художественной литературы, вынесенными в специальный раздел «Хрестоматия». – Критерии отбора: привязка к конкретному месту, его точное географическое наименование и более-менее приоритетная, ближе к сюжетообразующей, роль ландшафта в структуре произведения.

_____________________________________________________________________


Первого мая прошлого года исполнилось сто лет со дня рождения Юрия Константиновича Ефремова (1913-1999), а в этом году в Краснодаре вышло (с некоторым опозданием) приуроченное к столетию третье издание его книги «Тропами горного Черноморья».

Немного напомню о Юрии Константиновиче, все-таки времени прошло немало и с его смерти, и с тех пор, как он покинул университет.

С географическим факультетом МГУ его жизнь была связана с 1935 года. Туда он перешел из Тимирязевской сельхозакадемии, почувствовав, что его призвание – землеведение в более обширном масштабе, нежели в прикладном, аграрном. А помогли ему осознать это два неполных лета (1932 и 1934 годов), проведенные на Западном Кавказе, когда он работал экскурсоводом и методистом краснополянской турбазы. Влюбившись в эти места, он вновь и вновь возвращался туда: в 1937 и 1938 годах, уже как руководитель студенческой геоморфологической экспедиции, и позже, уже после войны, чтобы просто увидеть их. Об этом – его книга «Тропами горного Черноморья», которая в третьем издании получила первоначально задуманное имя «Над Красной Поляной». (О ней речь пойдет чуть позже.)

После окончания университета Ю.К. был принят на работу в МГУ, в качестве ассистента кафедры географии зарубежных стран. Летом он вел практику со студентами в окрестностях Звенигорода. Весной 1941-го геофак организовал студенческую практику в Геленджике. Там его застало начало Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года университет был эвакуирован в Ашхабад. Ю.К. участвовал в экспедиции по исследованию пограничных с Ираном гор Копетдага (лето 1942 года). Позднее штат МГУ перевели в Свердловск. Там Ю.К. был призван в армию и направлен в пехотное училище в Камышлов (1943–1944). (До того он не служил, т.к. был сильно близорук.) Именно в эти годы, занимаясь с курсантами топографией по поручению командования, Ю.К. выступил инициатором создания военно-географической службы в армии, направляя записки в Генштаб о необходимости сопровождать полевые топокарты детальным географическим описанием. Его вызвали в Москву и предложили организовать военно-топографическую службу при Генштабе. Первым шагом Ю.К. на этом поприще был вызов многих географов-сокурсников с фронта. В военные годы Ю.К. составлял страноведческие путеводители для генералитета Советской Армии по театрам военных действий.

В 1947–1948 как офицер Генштаба был направлен на Сахалин и Курильские острова в качестве руководителя географической части военно-топографической экспедиции, о чём написал книгу «Курильское ожерелье» (изд. в 1951, 1953, 1962).

В 1949 году Ю.К. демобилизовался и вернулся в МГУ, где стал инициатором создания и первым директором Музея землеведения в новом здании университета на Воробьёвых горах – буквально «на вершине Москвы», как потом назовет он свою книгу воспоминаний. Музей занял с 24 по 31 этажи башни новой высотки. Этой работе были посвящены тридцать лет. Ю.К. был автором концепции музея, основанной на идее комплексности, геолого-географического единства. Ю.К. стремился донести до учащихся (для которых в первую очередь и задумывался музей как учебно-научное учреждение) свое видение целого: геологические коллекции, объяснительная графика и тут же картины, представляющие ландшафты, о которых идет речь, гербарии, чучела и др.



Окидывая взглядом жизненный путь Ю.К. Ефремова, можно заметить, что ему всегда хотелось самому воссоздать увиденное и узнанное. А поскольку центром его внимания был ландшафт, он увлеченно занимался именно «воссозданием ландшафта», причем в самых разных формах: в научно-популярных книгах, лекциях, стихах – и, разумеется, создание Музея землеведения, как и более ранние музейные начинания – проявление того же стремления.

О музейной деятельности Ефремова лучше рассказывают сотрудники Музея землеведения, да и сама экспозиция говорит за себя. Лучше, как говорится, увидеть своими глазами, чем услышать. То же касается лекционной, преподавательской работы. Во время празднования столетия Ефремова выступали его ученики, которые помнят его слова, его педагогические и ораторские приемы. Поэтому я об этом говорить не буду, тем более что мне самой не довелось наблюдать деда в учебных аудиториях.

Так что речь пойдет только о книгах.

В библиотеке Ю. К. Ефремова хранится сборник стихотворений русских поэтов «Земли моей лицо живое». Это название созвучно идее самого Ю.К. – создавать «словесные портреты территорий» (выражение из предисловия к «Природе моей страны»). Она блестяще воплотилась в книге «Тропами горного Черноморья», которая рисует именно «живое лицо» и именно Западного Кавказа.

«Тропы горного Черноморья», ныне вышедшие под первоначальным авторским названием «Над Красной Поляной», – это симбиоз автобиографического и краеведческого повествования. Изданная впервые в 1963 году, книга быстро разошлась и стала настольной для многих поколений сочинских экскурсоводов и туристов, интересующихся Западным Кавказом.

Научно-художественный путеводитель, краеведческий материал, автобиография – всем этим определениям чего-то не хватает. Для путеводителя книга перегружена сюжетной канвой, многочисленными персонажами. «Художественная» составляющая – местами автор чересчур нравоучителен и прямолинеен. Развел костер, высушил ботинки, полюбовался природой – хороший человек, не развел, не высушил, не полюбовался – плохой, глупый.

Более того, всех этих персонажей (кроме автора) можно перетасовать, переименовать, заменить другими, просто убрать – и ничего не изменится. А взять и перенести тех же людей и тот же сюжет в другие места – все рухнет. Нельзя вместо Псеашхо поставить Эльбрус, вместо Красной Поляны – Домбай и начать рассказывать, как туда приехал некий молодой человек. Нет, надо будет заново писать книгу – другую книгу. Потому что он увидел именно Красную Поляну, окружающие ее горы Ачишхо, Псеашхо, Аибгу, реку Мзымту, а потом, по ходу событий, открывающиеся с этих гор другие – и именно они, точно в такой последовательности, создают костяк книги. И у каждой горы свое имя – нет «Портретов неизвестного», выражаясь языком искусствоведа. Есть портреты конкретных, поименованных гор, причем с разных ракурсов. И автор несколько раз прямым текстом призывает:

«Геоморфолог! На любой хребет ты обязан посмотреть со всех его сторон: всякий поворот может раскрыть новую тайну, подсказать новые мысли!»

Или:

«Как важно увидеть красивое место сверху, обнять его единым взглядом!»

А если вдруг встречается безымянный пик, его тут же надо назвать, что автор и делал. Так, например, получила название «пик Пришвина» безымянная вершина на Чугушско-Ассарском хребте.

А люди в данном случае совершенно не важны. Вернее, они становятся неразличимы, незаметны для автора, настроившего свое зрение, свой «литературный бинокль» на громады гор. «Какие мы здесь маленькие, лишние, два пришельца в синих лыжных костюмах. Замираем, прислушиваемся. Без шороха наших шагов лес еще лучше, торжественнее». Может быть, поэтому столь схематичны и плоски все людские характеры в книге. Проведем контрастную аналогию из классики. Пока думала об этом, с трудом вспомнила, где был первый бал Наташи Ростовой – в Питере или Москве? Правильно – в Питере, но так ли это важно? Главное, кого она там встретила. А в «Тропах» важны именно места, и совершенно все равно, кто туда ходил. Главное, какую гору (озеро, реку) встретил, увидел вблизи, узнал и полюбил автор.



«Теперь дело было за Псеашхо».

«Восхождение на Аибгу... Если даже невзрачный Ачишхо заключал в себе столько хорошего, какие же впечатления сулила эта многовершинная гора, даже снизу прекрасная! Почему так долго не удавалось побывать на ней?»

«Я давно слышал, что на склонах Аибги существует большой красивый водопад. Надо было его разыскать, что я и делал не раз при возвращении с очередными группами со Сланцевого рудника».

С самого начала читатель попадает в географическую картину мира, в реальную систему координат, и практически никогда из нее не выпадает. «Белые пятна» не обходятся молчанием, а «закрашиваются» вместе с автором, узнающим новые места.



В кармане у меня туристская карта побережья. Да, конечно, к морю тянуло. Но ведь есть еще горы, те самые зеленые, плюшевые, зовущие к себе, вглубь, ввысь! На карте лесистые их части окрашены в темно-зеленый тон, а среди зелени коричневыми червяками расползаются хребты — видимо, безлесные скальные гребни. Кое-где белеют пятна вечного снега — наверное, ледники. А в двух местах заманчиво светятся лазурные глазки. У одного из этих глазков, от которого тянется прожилка — река Мзымта, видна надпись: озеро Кардывач, а около другого, покрупнее, похожего на продолговатую бусину, нанизанную на нитку безыменной речки, — озеро Рица. Это название, столь прославленное ныне, в те годы еще очень мало кому что говорило.

Оба озера так ярко синеют на однообразном фоне лесов и гор, что при одном взгляде на карту возникает желание идти именно к ним.

…Масштаб позволял самоуверенно думать: до Кардывача от Сочи сто километров, а до Рицы от Гагр еще ближе. Пусть один, пусть пешком, но я до них доберусь, чего бы мне это ни стоило! К тому же на карте между Сочи и Кардывачом взгляд привлекало еще одно название — Красная Поляна...

…От самого моря, от Адлера к Красной Поляне тянется шоссе. По нему ходит автобус. Остановлюсь в Поляне, осмотрюсь — и в горы. Судя по карте, оттуда до горного озера Кардывач никак не более пятидесяти километров. Значит, ясно, куда держать путь прежде всего: в Красную Поляну».



Попадая в Поляну, автор тут же «представляет» читателю видные отсюда горы.

«Прежде всего бросались в глаза какие-то горы на юге — несколько внушительных, очень правильных на вид пирамид. Вскоре я узнаю и запомню их имя, немножко вычурное, — Аибга. На севере гребенчатая цепь утесов — Ачишхо. А на востоке более высокие, но за дальностью не кажущиеся величавыми горы. Здесь выше всех две вершины, блистающие уже вечными снегами. Слева — трапеция, подобие белой палатки; справа — конус, как сахарная голова. Как что называется — и тут не знаю. Потом я очень полюблю их странное неблагозвучное название — Псеашхо».



И читатель благодаря этому ни на миг не теряется в описываемом пространстве. Может быть, именно поэтому книга имеет такой успех у туристов и экскурсоводов?

Постепенно «словесный портрет территории» углубляется. Двухмерное, плоское пространство мелкомасштабной карты обогащается «третьим измерением» – высотой. Попутно автор из неопытного новичка, не имевшего даже рюкзака, становится экскурсоводом, учится ориентироваться в горах. А потом появляется и четвертое измерение – временнОе. Сначала (для автора) это история населения края, Кавказской войны и греко-эстонской колонизации, а затем – история формирования гор, история рельефа.

В третьей части книги автор глядит на все уже глазами геоморфолога.

«Учение о ландшафте... Оно вырастало из чудесного взаимопроникновения геологии с географией. Исторически развивающаяся природа оказывалась при всей своей сложности единым целым, подчинялась стройной системе геолого-географических законов. Напомню, насколько более полной стала для меня красота краснополянских гор, когда я проник в их всего лишь вчерашнее прошлое – в историю Черкесии. А в какие же бездны времени уводило теперь историко-геологическое, палеогеографическое познание любимых мест? Становилось ясно, что и всей жизни будет мало для их полного постижения. Так родилась во мне потребность изучить, исследовать все тайны природы Красной Поляны, все пути и причины формирования ее рельефа».

И все так же желает, чтобы и тут читатель от него не отстал. И снова – удачно. Находятся слова для описания геологических процессов, как раньше находились они для описания лишь их результатов.

«Чем выше, тем грознее становилась долина. Особенно удивлял левый берег — подножия Чугуша и Ассары. На нем почти не сохранились террасы, а большая часть подножий была обрезана крутыми осыпными обрывами. Сначала мы не обратили на это внимания, но потом задумались и сделали важный вывод. Такое обилие круч именно в подножии левого берега означало, что левый склон долины по отношению к правому продолжает несимметрично подниматься.

Вспоминаем геологическую карту. Ведь именно вдоль этих подножий проходит Главный Кавказский надвиг, разлом, по которому древние граниты ядра горной страны вздыблены и надвинуты на значительно более молодые толщи недр южного склона Кавказа. Подвижки земной коры по этому разлому совершались в незапамятной древности. Но крутые, вечно подновляемые осыпи левого склона долины говорили и другое: видимо, и новейшие напряжения, возникающие тут в недрах, особенно легко «разрешаются» в той же древней зоне дробления, омолаживая былой надвиг, наследуя его...

…Мы застаем горы в какие-то ничтожные мгновения их миллионолетней истории, они кажутся нам недвижными. Но теперь мы воочию видим бесспорные свидетельства продолжающихся движений — кренов... Горы начинают словно шевелиться на наших глазах!»

Под конец книги ландшафт снова начинает меняться – на сей раз уже под воздействием человека. Отменяется и восстанавливается заповедный режим, прокладываются новые дороги в горы, вырубают лес на Псекохо (через полвека тут проложат лыжные олимпийские трассы). История продолжается, а автор с оптимизмом заглядывает в будущее.

Таким образом, «словесный портрет территории», каким он получился в «Тропах» – это не фотографический снимок, но подобие тех человеческих портретов, которым несть числа в произведениях художественной литературы, которые рисуют человека не в один момент его жизни, но в движении, и не одного, но во взаимосвязи с его окружением, ища разгадок характера в его прошлом, в наследственности, наблюдая за тем, как он воспринимает внешние воздействия.

Разница в масштабе времени – если человеческая жизнь представляется соразмерной человеческому же взгляду писателя, то историю рельефа куда труднее охватить взглядом, чем дальше к истокам хочешь пробраться. Но Ю.К. этого не боялся, напротив:

Глубь недр пойму и сроки углублю

И с гордостью скажу родному краю:

Люблю и знаю. Знаю и люблю.

И тем полней люблю, чем глубже знаю.



В последних строках – ключ к пониманию успеха «Троп» как законченного портрета одной достаточно четко очерченной территории. Ю.К. называл краснополянские горы своей первой любовью, и позднее ко всему подходил с «краснополянской меркой».



Похожие ландшафты притягивали, непохожие оставляли равнодушным. Больше всего привлекали горы, выстроенные неведомыми силами, кое-где действующими и по сей день. Равнины, не таящие в себе таких загадок, Ю.К. всегда были чужды. Поэтому наиболее удачны его описания именно горных стран, районов вулканической, неотектонической активности.

Так, работая на кафедре географии зарубежных стран МГУ, Ю.К. стал соавтором книги «Зарубежная Азия. Физическая география» (Учпедгиз, 1956). В этом большом сводном труде им написаны три раздела: «Передне-Азиатские нагорья», «Северо-восток зарубежной Азии» и «Японские острова». Читается эта книга на одном дыхании, притом что там нет никакой беллетристики. Просто читателя как бы за руку ведут по этим чужим странам.



Позднее Ю.К. взялся за обширнейший труд «Природа моей страны» (1985), решив создать «ландшафтный портрет своей страны», тогда еще Союза. Он не скрывал сомнений в успехе своего замысла и в предисловии к книге писал так:

«Конечно, мне довелось посетить не все ее уголки, а значит, нельзя и опираться только на личные впечатления. Заочное страноведение не всегда обеспечит ощущение «эффекта присутствия», часто помогают свидетельства других очевидцев. Сколько замечательных пейзажей можно найти в текстах Пушкина и Гоголя, Аксакова и Тургенева, Волошина и Пришвина! И каждого хотелось бы цитировать. Но так, глядишь, книга превратится в хрестоматию классических очерков о природе…

Теперь географу все труднее создавать словесные портреты территорий. Читатель перегружен обвалами пейзажной информации <…> Люди теперь не только начитанны, но и «навиданны» ландшафтных панорам разных частей страны, так что текст лишь напомнит о многом уже знакомом. Но есть углы зрения, под которыми природа многим читателям еще не раскрывалась.

Двойная специальность автора (писатель-географ) и облегчала, и усложняла предпринятую работу. Географу сподручнее научно-популярный жанр, стремление к возможно большей доходчивости достоверных специальных сведений. Взгляд писателя обязывает к большему. Природа не только содержательна, но и привлекательна, причем величественны и ее облик, и управляющие ею законы – само их изучение волнует и радует. Она достойна быть воспетой в эпических формах».

Ключевое слово здесь – «привлекательна». «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю» – эти строки Ефремова применимы ко всему его творчеству. Но страна-то огромна. Невозможно за одну жизнь так исходить, излазить всю Россию, как он исходил Западный Кавказ.

С другой стороны, те же Курилы, которые Ю.К. излазил вдоль и поперек, увлеченно изучая их природу и топонимику, не вызвали в нем такого отклика, как краснополянские горы. Это заметно при сравнении «Троп…» с «Курильским ожерельем», а сам автор выразил это так:

«Надо было ехать на Курилы,

Чтоб еще сильней любить Кавказ».



А полюбить целую страну, со всем ее необъятным ландшафтным разнообразием, так, чтобы родился ее портрет, подобный тем же «Тропам…», одному человеку, наверное, еще труднее. В описаниях отдельных регионов (больше северных), где сам Ю.К. не бывал или не проводил много времени, это чувствуется.

«Я бегу, наивный коростель, шар земной дерзнув пешком измерить», – писал он о себе. Места, где автор не «пробежал пешком» (равно как и те, которые он не любил и считал неинтересными), остались изображенными как бы с птичьего полета, а то и просто с борта круизного теплохода (центр европейской части России). И при чтении «Природы…» возникает ощущение гигантских пропусков и чересчур широких обобщений, когда изрезанные каньонами тундры Тимано-Печоры объединены с Русским Севером (частично описанным в другом разделе) и всем Предуральем до Уфы.

Поэтому мне нравится его мысль использовать «свидетельства других очевидцев» и я размещаю на посвященном столетию Ю.К. сайте приложение к «Природе моей страны» – выдержки из книг русских писателей, где они рисуют «лицо живое» русской земли. Книга не превратится в хрестоматию классических очерков о природе, как он опасался, потому что очерки эти находятся в особом разделе, куда ведут ссылки с текста «Природы моей страны». При этом далеко не каждый классик, даже в самых гениальных природных зарисовках, создавал «портрет» конкретной местности. У многих замечательно описано то общее, что свойственно разным зонам (выражаясь языком Ю.К., «повторимое вдоль поясов и зон»).

Кому еще удавались именно «портреты» Земли? Не вообще природы, а конкретных мест, более обширных территорий, «широтных срезов»? Помимо названных Юрием Константиновичем Пришвина и др., на мой взгляд, конечно, К.Г. Паустовскому («Мещерская сторона»), Б. Шергину, И. А. Бунину. Жаль, что Бунин не получил географического образования – он стал бы превосходным ландшафтоведом и мог бы опередить Ю.К. в написании «Природы моей страны». В его рассказах мы видим то пространственные (обычно железнодорожные) срезы территорий («Генрих», «Кавказ», «Жизнь Арсеньева»), то портрет одной местности в широком историческом охвате («Несрочная весна»).

Основной критерий отбора – точная привязка к реальному месту, географическое наименование описанной местности (возможны и исключения, которые у того же Бунина создают возможность разгадывания своеобразного географического кроссворда – та же «Несрочная весна», где имение не названо, но у него есть реальный прототип) и более-менее приоритетная, ближе к сюжетообразующей, роль ландшафта в структуре произведения. Это могут быть как «статические» (Мещера у Паустовского), так и динамические портреты ландшафтов, изменяющихся под действием природных (те же «Тропы», «О молодом Урале» Ю.К. Ефремова и «Урал» Заболоцкого) и антропогенных («Прощание с Матерой» В.Распутина) факторов.

Перечень можно продолжать. Заметим, что именно к двадцатому веку ландшафт, пространство - то, что раньше в литературе было фоном, «пейзажем», а то и вовсе ничем, начало выходить на передний план и занимать в художественном произведении главенствующую роль. Ю.К. эта тенденция не обошла стороной – более того, захватила полностью – и он дал замечательную формулировку собственного призвания в стихотворении «Поэзия пространства»:

Значенья полон каждый след,

Причины стольких тайн чудесны,

Три измеренья стали тесны,

Разверзло время бездны лет.

Куда себя употреблю?

Мир так огромен, так подробен…

Я в нем столь многое люблю,

Я все, познав, воспеть способен.

Но есть – отнявший у иных

Пристрастий все права гражданства –

Мой кровный друг, родней родных:

Я болен ЗНАНИЕМ ПРОСТРАНСТВА.



Этим знанием Ю.К., как уже говорилось, щедро и даже агрессивно делился всю жизнь с людьми. Ему мало было просветить читателя – надо было внушить ему те же чувства, что возникали у него самого. Сколько раз проходилось слышать от него, когда заходила речь о чьих-то экологических провинностях: «Мы не воспитали, не доучили!»



Так что со временем, надеюсь, электронная версия «Природы моей страны» в сочетании с хрестоматией и новыми фотоиллюстрациями станет немного ближе к тому полному представлению, которое автор хотел бы дать о природе всей России. Нельзя объять необъятное, но возможности интернета гораздо шире, чем те, что были доступны автору при его жизни. И желание Ю.К. познакомить как можно больше людей с природой Земли, раньше находившее себе применение в лекциях, книгах и музейной работе, теперь выполнимо и с помощью этих новых фантастических средств. Доживи Ю.К. до наших времен, он завел бы себе гигантский сайт, где дал бы волю своему просветительскому пылу. Но сложилось так, что этим занимаемся уже мы, а не он.

И я надеюсь, что такие комплексные портреты территорий, созданные в пространственном, культурно-историческом и естественно-историческом, экономическом и других измерениях, могут быть полезны всем. У этого жанра свои особенности – это могут быть книги без конца, ведь геологическая история продолжается, человек тоже не сидит сложа руки (ландшафт «над Красной Поляной» сейчас местами уже не тот, что описан полвека назад в «Тропах»), и раз созданный портрет можно дополнять новыми и новыми иллюстрациями и описаниями, что и делают те, кому эта книга помогала открывать для себя Западный Кавказ.

Поделиться
icon icon
Спасибо, заявка отправлена
После обработки заявки
с вами свяжется наш куратор
ок
Спасибо, запрос отправлен
В случае проведения семинара в смешанном или онлайн-формате мы вышлем вам ссылку для подключения к трансляции
ок
Спасибо,
вы успешно зарегистрировались
Ждем вас на конференции!
ок
Упс... Что-то пошло не так
Пожалуйста, попробуйте снова
или напишите нам о проблеме
попробовать снова
написать о проблеме