Лекторий юного географа
Лекторий создан на географическом факультете в 2015 году. Ежемесячно наши сотрудники выступают с лекциями, посвященными различным аспектам географии. Мы стараемся сделать так, чтобы это было не только познавательно, но и интересно. Лекторий – прекрасная возможность познакомиться с факультетом и нашими преподавателями, узнать о географии больше, чем изложено в учебниках. Занятия рассчитаны на школьников – учащихся от 7 классов и старше, посещение занятий – бесплатное. За дополнительной информацией обращайтесь: Орлова Н.Д., зам.декана по информационной политике географического факультета МГУ ndorlova@mail.ru
Вулканические области – это регионы с феноменальной энергетикой недр и динамически меняющимся природным разнообразием. Уникальна контрастность и мозаичность ландшафтов – от огнедышащих кратеров до дюнных комплексов недавних пеплопадов и шлаковых полей, лишённых даже «пионерной» растительности. Знакомиться со строением вулканических аппаратов и с морфологическими результатами прежних извержений можно, не только в труднодоступных областях современного вулканизма, но и в районах угасшего вулканизма. В зависимости от природной обстановки и от длительности покоя недр в рельефе могут сохраняться почти что свежие вулканические постройки, лавовые покровы далёкого прошлого, отпрепарированные эрозией жерловые структуры угасших вулканов и их магматические приповерхностные камеры. Даже в областях длительной денудации (разрушительной деятельности воды, ветра и льда) глаз опытного географа различит полустёртые временем руины древних вулканов.
Лекция рассчитана на учащихся 8 -9 классов
Лектор: Лукашов Андрей Александрович, доктор географических наук, профессор кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ. На факультете читает лекционные курсы «Динамическая геоморфология», «Экологическая и прикладная геоморфология», «Геоморфология России», «Социальная геоморфология», «Использование данных геохимии в геоморфологических исследованиях», «Рельеф планетных тел Солнечной системы», «Поисковая геоморфология». Провёл десятки специальных геолого-геоморфологических практик со студентами в Подмосковье, Карпатах, Крыму, Дагестане, на Кольском полуострове. Объехал основные вулканические области Атлантики, Европы и Азии. Поднимался на действующие вулканы в период извержения и в фазу покоя. Работал в районах замершего и потухшего вулканизма (Кавказ, Прибайкалье, Средняя Сибирь, Закарпатье, Сербия, Румыния, Германия, Йемен, Израиль). Обследовал вулканические руины на Южном Урале, в Крыму, в Забайкалье.
Где: Главное здание МГУ (Ленинские горы, д.1), ауд. 2109 (21 этаж)
Начало в 16:00. Продолжительность 90 минут.
Лекция проводится при грантовой поддержке Русского географического общества
Для того, чтобы попасть на лекцию, необходима предварительная регистрация. При регистрации выберите фору участия: очно или дистанционно. Для прохода в Главное здание МГУ обязательно наличие документа (оригинала свидетельства о рождении или паспорт)
С позиции жителя мегаполиса жизнь в тундре экстремальна и практически невозможна. Еще бы – холод и летом, и зимой, жесткие изматывающие ветры, ледяная корка в снежном покрове, несметные тучи комаров, мошки и мокреца. Однако многие виды животных находят здесь оптимальные условия существования. А те исследователи, которые побывали в тундре хотя бы один раз, мечтают вернуться сюда еще и еще!
На нашей лекции мы отправимся в тундру – арктическую, типичную, южную, посетим разные тундровые острова. Узнаем, почему эта природная зона (этот природный биом) наименее изучена, и с какими сложностями сталкиваются ученые при желании проникнуть в тайны тундровой жизни. Поговорим о том, как самые крупные и самые маленькие звери приноровились к преодолению суровых условий, какие приспособления и хитрости помогают им пережить сложности тундровой обстановки.
Вы узнаете, кто главный в тундре; сколько видов зверей и птиц здесь живет; почему тундра стала популярной среди туристов и как подготовиться к такому путешествию?
Ждем вас на лекции, посвященной жизни самой прекрасной природной зоны!
Лектор: Емельянова Людмила Георгиевна, доцент кафедры биогеографии географического факультета МГУ, кандидат географических наук
Где: Главное здание МГУ (Ленинские горы, д.1), ауд. 2109 (21 этаж)
Начало в 16:00. Продолжительность 90 минут.
Лекция проводится при грантовой поддержке Русского географического общества
Для того, чтобы попасть на лекцию, необходима предварительная регистрация. При регистрации выберите фору участия: очно или дистанционно. Для прохода в Главное здание МГУ обязательно наличие документа (оригинала свидетельства о рождении или паспорт)
Очень интересна и история открытия Северной Земли. Мы не можем объяснить её появление на картах XVI века, потому что первые контуры архипелага появились только в 1913 г., и это было крупнейшим географическим открытием ХХ века, едва ли не последним географическим открытием такого масштаба.
Об истории открытия и исследования Северной Земли, о природе этого высокоширотного архипелага расскажет Ф.А. Романенко, который только что вернулся из экспедиции на Северную Землю.
Лектор: ведущий научный сотрудник кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ, кандидат географических наук Ф.А. Романенко
Где: Главное здание МГУ (Ленинские горы, д.1), ауд. 2109 (21 этаж)
Начало в 16:00. Продолжительность 90 минут.
Лекция проводится при грантовой поддержке Русского географического общества
Для того, чтобы попасть на лекцию, необходима предварительная регистрация. При регистрации выберите фору участия: очно или дистанционно. Для прохода в Главное здание МГУ обязательно наличие документа (оригинала свидетельства о рождении или паспорт).
За время существования нашей планеты ее климат изменялся в широких пределах, переходя от периодов оледенений к тропическому теплу, распространявшемуся почти на всю территорию Земли. Существует гипотеза, что миллиарды лет назад Земля полностью покрылась льдом, превратившись в «планету-снежок». Глобальные похолодания случались и в относительно недавнее время. Некоторые из них происходили достаточно быстро в геологических масштабах, и это приводило к массовому вымиранию флоры и фауны Земли. В эпоху плейстоцена периоды оледенений сменялись межледниковьями с периодичностью в сто тысяч лет. Холод сковал Европу на несколько веков во время Средневековья, приведя к трагическим для цивилизации последствиям. Наконец, даже кратковременное похолодание, вызванное извержением вулкана Тамбора, оставило неизгладимый след не только в климате нашей планеты, но и в истории литературы и живописи.
Чем же были вызваны эти изменения: катастрофическими событиями, такими как столкновение с метеоритом или извержением вулкана, либо изменением астрономических параметров орбиты Земли, дрейфом материков и изменением концентрации парниковых газов? О причинах глобальных похолоданий, а также об их последствиях вы сможете узнать на лекции. Первая часть будет посвящена одному из самых загадочных эпизодов в климатической истории Земли — плейстоцену или ледниковому периоду.
Лектор: Гущина Дарья Юрьевна, профессор кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, доктор географических наук
Где: Главное здание МГУ (Ленинские горы, д.1), ауд. 2109 (21 этаж)
Начало в 16:00. Продолжительность 90 минут.
Лекция проводится при грантовой поддержке Русского географического общества
Для того, чтобы попасть на лекцию, необходима предварительная регистрация. При регистрации выберите фору участия: очно или дистанционно. Для прохода в Главное здание МГУ обязательно наличие документа (оригинала свидетельства о рождении или паспорт).
Почему слоны и носороги живут в Африке и Азии, а бегемоты и жирафы — только в Африке? Почему на Мадагаскаре так много уникальных видов растений и животных? Почему столь резко различаются обезьяны Старого и Нового света? Почему тропические леса Борнео и Амазонии очень похожи друг на друга, хотя образованы разными видами растений? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы на лекции. Вы узнаете о том, как зародилась и развивалась наука биогеография, как самоотверженные исследователи пересекали Анды и плыли по великой реке Конго, как создавалось биотическое районирование суши и Мирового океана, как анализ флор и фаун разных стран и континентов помогает сохранять биологическое разнообразие планеты и почему особенно важно изучать закономерности распространения и расселения живых организмов в наше время — время глобальных изменений.
Лектор: Бобров Алексей Владимирович, профессор, заведующий кафедрой биогеографии географического факультета МГУ, доктор биологических наук
Где: Главное здание МГУ (Ленинские горы, д.1), ауд. 2109 (21 этаж)
Начало в 16:00. Продолжительность 90 минут.
Лекция проводится при грантовой поддержке Русского географического общества
Для того, чтобы попасть на лекцию, необходима предварительная регистрация. При регистрации выберите фору участия: очно или дистанционно. Для прохода в Главное здание МГУ обязательно наличие документа (оригинала свидетельства о рождении или паспорт)
Развитие городов в Арктике и шире, на Крайнем Севере, происходит в очень специфической природной и социоэкономической среде. С одной стороны, редкая сеть населенных пунктов обуславливает узкий локальный рынок сбыта товаров и услуг, что препятствует формированию многих «традиционных» городских функций в полном объеме. С другой стороны, изолированное транспортное положение многих арктических городов делает их монополистами в сфере оказания городских услуг на сотни километров – обеспечивается конкурентоспособность на уникальности. Природные особенности и транспортное положение вызывают удорожание практически всех видов деятельности, делают (в большинстве случаев) нерентабельным развитие обрабатывающей промышленности и т.д. Специфичен сам спектр специализации городов в Арктической зоне: административные центры, транспортные узлы, центры обеспечения деятельности добывающей промышленности (в том числе огромную роль играют наукоемкие услуги). Непосредственное обеспечение добывающей промышленности встречается в качестве доминирующей функции далеко не всегда – вопреки стереотипам.
Лектор: Замятина Надежда Юрьевна, доцент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ, кандидат географических наук
Где: Главное здание МГУ (Ленинские горы, д.1), ауд. 2109 (21 этаж)
Начало в 16:00
Лекция проводится в рамках проекта «Университетские субботы».
Для того, чтобы попасть на лекцию, необходима предварительная регистрация. При регистрации выберите фору участия: очно или дистанционно. Для прохода в Главное здание МГУ обязательно наличие документа (оригинала свидетельства о рождении или паспорт
Изменения климата — одна из глобальных экологических проблем, которой сегодня занимаются исследователи, представляющие самые разные науки о Земле. Ученому – географу об изменениях климата могут рассказать не только инструментальные измерения, но и сами природные объекты. Информативными свидетелями климатических трансформаций являются мерзлотные ландшафты (каменные «моря» и «реки», термокарстовые равнины), натёчные образования в пещерах, донные отложения океанов и древних озёр, ледники, а также древесная растительность, некоторые минералы и пр. О том, как можно расшифровать запечатлённые в природных объектах изменения климата, и какие ландшафты наиболее чувствительными к ним, вы узнаете на лекции.
Лектор: Медведков Алексей Анатольевич, доцент кафедры физической географии мира и геоэкологии географического факультета МГУ, кандидат географических наук, Действительный член комиссии «Окружающая среда полярных и горных регионов» Международного географического союза, зам. председателя оргкомитета Московской олимпиады школьников по географии.
Где: Главное здание МГУ (Ленинские горы, д.1), ауд. 2109 (21 этаж)
Начало в 16:00
Лекция проводится в рамках проекта «Университетские субботы».
Для того, чтобы попасть на лекцию, необходима предварительная регистрация. При регистрации выберите фору участия: очно или дистанционно. Для прохода в Главное здание МГУ обязательно наличие документа (оригинала свидетельства о рождении или паспорт
На мастер-классе будут рассмотрены задания олимпиады «Ломоносов» по географии за прошлые годы. Опытные преподаватели, имеющие большой опыт работы с абитуриентами на подготовительных курсах, произведут разбор заданий, объяснят, как решаются задачи. Традиционно мастер-класс проводят два специалиста: физико-географ и эконом-географ. После общего разбора участникам мастер-класса будут предложены задачи для самостоятельного решения. Мастер-класс будет интересен для школьников, планирующих принимать участие в олимпиадах по географии и сдавать дополнительное вступительное испытание по географии.
Ведущие: Болысов Сергей Иванович, доктор географических наук, профессор кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ
Казьмин Михаил Анатольевич, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ.
Где: Главное здание МГУ (Ленинские горы, д.1), ауд. 2109 (21 этаж)
Начало в 16:00
Лекция проводится в рамках проекта «Университетские субботы».
Для того, чтобы попасть на лекцию, необходима предварительная регистрация. При регистрации выберите фору участия: очно или дистанционно. Для прохода в Главное здание МГУ обязательно наличие документа (оригинала свидетельства о рождении или паспорта).
Горные станции, большие пилотируемые шары, змеи и привязные аэростаты, радиозонды, измерения на высотных мачтах и башнях, с борта самолётов и метеорологических ракет, беспилотными летательными аппаратами и пр. представляют в своей совокупности огромное многообразие различных методов аэрологических измерений, каждый из которых по-своему ценен и важен для исследований атмосферы.
Прорыв на высоты для исследований воздушного океана нашей планеты был давней мечтой человечества. Эпоха горных наблюдений в конце XVIII века сменилась началом эры воздухоплавания благодаря изобретению братьями Монгольфье и Шарлем аэростатов, открывших новую веху в метеорологических измерениях. К числу отважных учёных, проводивших наблюдения во время своих полётов на воздушных шарах, относятся знаменитые имена Шарля, Джефриса, Гей-Люссака, Глэшера, Тиссандье, русского академика Я.Д.Захарова, Д.И.Менделеева и многих других. Следующим прорывом в наших знаниях о строении атмосферы стало внедрение в практику наблюдений метеорологических змеев и маленьких шаров-зондов, с помощью которых в начале XX века была открыта стратосфера.
Лектор: Михаил Александрович Локощенко, ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, кандидат географических наук
Где: Шуваловский корпус МГУ (Ломоносовский проспект, д.27, корп.4), аудитория Д4
Начало в 14:45
Лекция проводится в рамках Всероссийского фестиваля NAUKA 0+. Вход свободный, предварительная регистрация не требуется.
Антарктика – удивительное место. Казалось бы, – снег, лед, ветер, отвесные скалы и суровое море с айсбергами. Но, вместе с тем, – поразительные цвета, дружелюбные пингвины и потрясающие истории о величии человеческого духа. Рассказ Фёдора Романенко посвящен тому, кто, как, когда и где открыл Антарктиду и прилегающие острова, как постепенно человек приближался к таинственной «Южной Земле», как Антарктида стала континентом мира и дружбы почти сразу же после открытия. Истории первых международных, в том числе спасательных, экспедиций, посвящена вторая часть лекции, которая сопровождается иллюстрациями из старых книг и многочисленными фотографиями, сделанными автором в Антарктике и Южной Америке в январе 2023 г.
Лектор: Романенко Федор Александрович, ведущий научный сотрудник кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ, кандидат географических наук, историк полярных стран, организатор и участник нескольких десятков арктических экспедиций, Почетный полярник.
Где: Главное здание МГУ (Ленинские горы, д.1), ауд. 2109 (21 этаж)
Начало в 16:00
Лекция проводится в рамках проекта «Университетские субботы».
Для того, чтобы попасть на лекцию, необходима предварительная регистрация. При регистрации выберите фору участия: очно или дистанционно. Для прохода в Главное здание МГУ обязательно наличие документа (оригинала свидетельства о рождении или паспорта).
Великие натуралисты XIX века, много путешествовавшие и повидавшие самые прекрасные и недоступные уголки Земли – Гумбольдт, Уоллес, Гукер – поражались фантастическому разнообразию жизни в горных лесах «полуденных стран». И сегодня, в XXI веке, мы ищем ответы на вопрос, почему в Экваториальных Андах, массиве Рувензори, горах Борнео и Новой Гвинеи обитает просто неправдоподобное количество видов растений, насекомых, птиц и зверей. Почему – даже по сравнению с расположенными рядом и тоже необычайно богатыми равнинными лесными экосистемами – тропические горные леса так сложно устроены и насыщены ошеломляюще разнообразными формами жизни? Мы попробуем проследить историю и закономерности формирования горных лесов тропиков, познакомимся с небольшой частью разнообразия их флор и фаун, попытаемся понять, что необходимо предпринять для сохранения этих уникальных и очень уязвимых сообществ.
Лектор: Бобров Алексей Владимирович, профессор кафедры биогеографии географического факультета МГУ, доктор биологических наук.
Лекция проводится в рамках проекта «Университетские субботы»
Интерес к проблеме климата в настоящее время огромен. Это объясняется происходящей «на глазах» перестройкой климатического режима. Наука о климате приняла вызов времени и готова к обеспечению климатического прогноза – об этом свидетельствуют Нобелевские премии, присужденные климатологам в 2007 и в 2021 гг.
В лекции рассмотрены структура климатической системы, история климата, моделирование климата и климаты будущего. Наряду с традиционным материалом будут представлены и самые волнующие проблемы, касающиеся изменений климата. Эти вопросы изложены в соответствии с результатами, которые прошли апробацию и приняты мировым научным сообществом.
В современных условиях заинтересованному человеку доступен огромный объем информации. Имея это в виду, лектор видит цель в том, чтобы дать имеющимся фактам и теориям правильное освещение, выстроить внутренне непротиворечивую логику, объединить информацию единой методологией.
Лектор: Кислов Александр Викторович, профессор, заведующий кафедрой метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, доктор географических наук, Заслуженный профессор Московского университета.
Лекция проводится в рамках проекта «Университетские субботы».
Северный полюс столетиями манит к себе путешественников. На вершине планеты помещали то открытый океан, то материк, то магнитную скалу, окруженную островами. Его собирались достигнуть сначала на кораблях, потом на лошадях, собачьих или оленьих упряжках, пешком, на лыжах, на воздушных шарах и дирижаблях, которых сменили самолеты и подводные лодки. Путешественники шли на огромные затраты и жертвы, чтобы превзойти предшественников всего на несколько десятков километров и приблизиться к полюсу еще ближе. Наконец, полюс вроде бы был достигнут, но немедленно развернулась ожесточенная дискуссия, кому первым удалось это сделать. К концу ХХ века исполнилась вековая мечта полярников, теперь ледоколы ходят к Северному полюсу «напролом» по расписанию. Но сила притяжения Северного полюса не ослабела, он по-прежнему манит. Ежегодно десятки людей встают на лыжи и идут к полюсу, преодолевая, как и встарь, огромные и равнодушные ледяные пространства…
Драматической и героической судьбе искателей Северного полюса посвящена лекция.
Для успешного участия в олимпиадах по географии необходимо обладать комплексными знаниями об особенностях природы, населения, экономики, экологии. Опытные преподаватели – составители олимпиадных заданий, имеющие большой опыт работы с абитуриентами на подготовительных курсах, проведут подробный разбор заданий олимпиады «Ломоносов» прошлых лет. Будет объяснена логика решения задач, а для закрепления навыков участникам мастер-класса будут предложены задачи для самостоятельного решения. Мероприятие будет полезно для школьников, планирующих принимать участие в олимпиадах по географии и сдавать дополнительное вступительное испытание по географии.
Ведущие:
Болысов Сергей Иванович, профессор кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ, доктор географических наук;
Казьмин Михаил Александрович, доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, кандидат географических наук.
Великие натуралисты XIX века, много путешествовавшие и повидавшие самые прекрасные и недоступные уголки Земли – Гумбольдт, Уоллес, Гукер – поражались фантастическому разнообразию жизни в горных лесах «полуденных стран». И сегодня, в XXI веке, мы ищем ответы на вопрос, почему в Экваториальных Андах, массиве Рувензори, горах Борнео и Новой Гвинеи обитает просто неправдоподобное количество видов растений, насекомых, птиц и зверей. Почему – даже по сравнению с расположенными рядом и тоже необычайно богатыми равнинными лесными экосистемами – тропические горные леса так сложно устроены и насыщены ошеломляюще разнообразными формами жизни? Мы попробуем проследить историю и закономерности формирования горных лесов тропиков, познакомимся с небольшой частью разнообразия их флор и фаун, попытаемся понять, что необходимо предпринять для сохранения этих уникальных и очень уязвимых сообществ.
Знаете ли вы, что в городе воздух теплее, чем в окружающей его сельской местности? «Острова тепла» – так называют это явление – образуют даже самые небольшие населенные пункты. В таком крупном мегаполисе как Москва «остров тепла» ярко выражен и хорошо изучен. О том, как влияют на интенсивность «острова тепла» метеорологические условия, каковы его пространственная трёхмерная структура, закономерности её годового и суточного хода, какие многолетние и вековые изменения претерпевает это явление, вы узнаете на лекции.
Отдельно, на примере Московского региона, поговорим и об «островах тепла» малых населённых пунктов, о том, как зависит интенсивность этого явления от площади и численности населения городов и деревень.
Ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, кандидат географических наук М.А. Локощенко расскажет об источниках наших знаний о климате в прошлом, приведет примеры известных данных о климате Москвы в эпоху инструментальных измерений. О том, какие изменения московского климата являются статистически достоверными, стали ли суровее московские зимы и как изменилось московское лето, вы узнаете на лекции.
Большинство из нас, жителей умеренных широт, знают, кончено, что из тропических стран к нам на стол попадают бананы и некоторые другие фрукты. В последние годы большой популярностью в Европе и Северной Америке пользуются ротанговая мебель и тростниковый сахар. Этими и еще немногими примерами, казалось бы, исчерпывается список того, что современное человечество черпает из бесценных кладовых тропической флоры, но это совершенно не так! Растения «полуденных стран» являются источниками пищи и волокна, конструкционных материалов и лекарственных средств, именно они привлекают миллионы туристов в самые загадочные и малодоступные уголки Земли. О том, как человек на протяжении тысячелетий осваивал растительные ресурсы тропических областей планеты, какую огромную роль играют тропические растения в жизни современного человечества, насколько важно охранять и рационально использовать эту зеленую сокровищницу — потрясающе разнообразную, удивительную, еще недостаточно изученную тропическую флору — вы узнаете на лекции.
Лектор: Бобров Алексей Владимирович, профессор кафедры биогеографии географического факультета МГУ, доктор биологических наук.
На соседних и на достаточно отдалённых планетных телах, обладающих твёрдой поверхностью, выявлены и такие комплексы форм рельефа, которым трудно подобрать земные аналоги. На Меркурии – это протяжённые фестончатые в плане тектонические уступы высотою до первых километров. На Венере из-под глобально распространённых базальтовых покровов «выступают» удивительные древние возвышенности – тессеры со структурой, похожей на паркет. На Марсе впечатляют обширные «хаосы» обособленных блоков с клавишной структурой, порою дающие начало ныне сухим так называемым «долинам истечения». «Метеоритны» (правильнее - ударно-взрывные астероидные либо кометные) кратеры нередко обрамлены каймой малопонятных фестончатых выбросов. Сезонные потоки и озёра жидкого метана на Титане мало похожи на привычные нам реки и водоёмы. Примеры можно продолжать, но пока подчеркнём главное: изучение внеземных комплексов форм рельефа и геоморфологических процессов позволяет глубже разобраться в эволюции поверхности родной планеты, что является одной из приоритетных задач сравнительной планетологии.
Развитие человечества неразрывно связано с Океаном. Именно Океан стал основой грандиозного импульса начала формирования современного мира в эпоху Великих Географических открытий. Мировой океан – это не только среда обитания многих биологических видов и транспортный хаб, но и место скопления огромного объема различных ресурсов. Топливом будущего называют газогидраты. Их запасы вдвое превышают общемировые запасы угля, нефти и природного газа. На данный момент добыча газогидратов нерентабельна, но при дальнейшем развитии технологий эти ресурсы способны стать более выгодной заменой традиционным видам топлива: так, из одного кубометра гидрата можно получить около 160 кубометров метана. Значение Мирового океана в развитии хозяйства невозможно переоценить, полностью «сухопутных» отраслей практически не осталось. Торговля и связь, добыча ресурсов и геополитика, рекреация и туризм, энергетика и строительство – всё это не просто связано с Океаном, но имеет на современном этапе развития мирового хозяйства особое морское подразделение.
Арктика и Север — необычные регионы России: они отличаются климатическими особенностями и узнаваемыми образами, обладают особым экономическим режимом, а их границы закреплены законодательно. В районах Крайнего Севера предусмотрены льготы для работников, а в Арктике — для предпринимателей. Но так ли однозначно выделяются эти районы? Почему некоторые арктические города отличаются между собой больше, чем, допустим, Мурманск от Твери? Почему районы «Севера» доходят до южной границы России? Чем Крайний Север похож на мировой Восток — который, как известно из книг и фильмов — «дело тонкое»? Лекция не только об особенностях территории, но и об особенностях мысленного структурирования пространства.
Внеземное картографирование занимается созданием картографических произведений объектов, находящихся за пределами планеты Земля. Теоретически картографированию подлежат любые объекты и явления: от галактик и туманностей до малых тел Солнечной системы.
Исходные данные с космических аппаратов, исследующих небесные тела в глубоком космосе, поступают на Землю в большом количестве и имеют разную тематику. С каждым днём информации становится всё больше, и с получением новых знаний возникают новые задачи. На лекции вы узнаете, для чего нужны карты небесных тел, как отобразить на них различные данные, как осуществить картографирование астероида, сближающегося с Землёй, и что делать учёному, если стоит задача по картографированию сдвоенного ядра кометы Чурюмова-Герасименко.
Изображения планет открывают нам удивительные миры. Дополняя эту информацию данными о массе, температуре и химическом составе мы, как правило, акцентируем внимание на отличиях от земных характеристик. Несмотря на различия, оказалось, что основные черты общей циркуляции атмосферы сходны на разных планетах: например, ячейка Хэдли, зональные течения, циклоны и антициклоны. Это было установлено благодаря развитию «земной» метеорологии и климатологии, отмеченному присуждением Нобелевской премии по физике в 2021 году. Вместе с тем, планеты обладают и уникальными чертами, к которым можно отнести муссоны на Земле, «суперротацию» на Венере и Титане, глобальные пыльные бури на Марсе и др.
Огромных успехов достигли астрономы, доказавшие в конце ХХ века наличие планет у других звезд (Нобелевская премия по физике 2019 г.). Интерес к экзопланетам связан, во многом, с вопросом о внеземной жизни. Важнейшую роль играют как открытия экзопланет, так и знания общей циркуляции атмосферы, которые позволяют создать портреты их климата и оценить пригодность для жизни земного типа. В настоящее время уже появилась информация о нескольких таких планетах.
Изменения географической среды оказали огромное воздействие на эволюцию человека, отразившись на его физиологии и интеллектуальном развитии, оставило след в его генофонде. Как человечество справлялось со сложными проблемами последнего ледникового периода? Как условия после его окончания повлияли на эволюцию и распространение человечества по земному шару? Какова роль культурных инноваций в эволюции человека? Остановилась ли эволюция человека после появления культуры, или культура, напротив, ускорила ее и пустила по другому пути?
История планеты Земля и человеческой цивилизации насчитывает немало крутых поворотов, менявших привычную картину мира. Мы привыкли самые резкие повороты истории связывать с войнами и революциями – то есть с результатами деятельности человека. Но мало кто знает, что зачастую причинами исторических потрясений, великих миграций и даже переустройства экономики становились не антропогенные, а природные воздействия. И среди этих естественных причин важную роль играют климатические события. Почему вымерли динозавры, что обусловило массовую миграцию из Европы в Америку в XIX веке, что породило инквизицию и массовые эпидемии в средние века, что предрешило исход великого военного сражения? Насколько могли повлиять климат и погода на эти важные исторические события, вы узнаете на лекции профессора кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Гущиной Дарьи Юрьевны. А перед лекцией вы сможете сделать свои предположения и перечислить самые интересные климатические события в ходе интерактивной викторины.
Вечная мерзлота занимает около 65% территории России, оказывая существенное влияние на внешний облик природных комплексов и специфику их хозяйственного освоения. На лекции вы узнаете, какие из мерзлотных геосистем являются индикаторами глобальных изменений климата, как между собой связаны вечная мерзлота и высокая пожароопасность сибирской тайги, в чем проявляется влияние подземного оледенения на традиционную культуру народов Севера. Мы расскажем об экологических проблемах территорий криолитозоны и о подходах рационального природопользования в холодных регионах нашей страны.
320 лет назад указом Петра I в Москве создана Школа математических и навигацких наук (школа Пушкарского приказа) - первое в России артиллерийское, морское и инженерное училище. Преподавание в Школе было поставлено на столь высоком уровне, что впоследствии легло в основу современной российской системы военно-технического образования. Выпускники этого уникального учебного заведения - адмиралы, мореплаватели, полярные исследователи и путешественники – внесли бесценный вклад в становление Российского государства. Многие из них прославились как первооткрыватели: именами Челюскина, Чирикова, Чичагова названы острова, проливы и заливы, бухты и мысы.
Что послужило срочным поводом для создания школы, где она находилась, чему там учили, что грозило ученикам за прогулы – это и многое другое вы узнаете на лекции 11 декабря 2021 г.
Биологический вид – уникальная форма существования жизни на Земле. Ранее многочисленные процветающие виды растений и животных в силу разных причин в настоящее время стали редкими, а некоторым видам грозит полное исчезновение… Можно ли сохранить исчезающие виды и что для этого необходимо сделать? Красная книга – она одна или их много? О чем нам рассказывает Красная книга? Какова роль Красных книг в сохранении редких видов и биологического разнообразия нашей страны и всей планеты? Ответы на эти и многие другие важные вопросы вы найдете на этой лекции.
История планеты Земля и человеческой цивилизации насчитывает немало крутых поворотов, менявших привычную картину мира. Мы привыкли самые резкие повороты истории связывать с войнами и революциями – то есть с результатами деятельности человека. Но мало кто знает, что зачастую причинами исторических потрясений, великих миграций и даже переустройства экономики становились не антропогенные, а природные воздействия. И среди этих естественных причин важную роль играют климатические события. Почему вымерли динозавры, что обусловило массовую миграцию из Европы в Америку в XIX веке, что породило инквизицию и массовые эпидемии в средние века, что предрешило исход великого военного сражения? Насколько могли повлиять климат и погода на эти важные исторические события, вы узнаете на лекции профессора кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Гущиной Дарьи Юрьевны. А перед лекцией вы сможете сделать свои предположения и перечислить самые интересные климатические события в ходе интерактивной викторины.
Почва – это то, что всегда под ногами. Основа всего. А с точки зрения географа – это уникальный природный объект, в котором выражен результат взаимодействия всех компонентов ландшафта, источник самой разноплановой информации. В ходе лекции мы поговорим о том, почему почву называют зеркалом ландшафта. Посмотрим на почву с разных расстояний: глобально с высоты полета космического спутника и детально при помощи электронного микроскопа. Разберемся, в чем отличие почв тайги, степей и экваториальных лесов. Узнаем, что наряду с обычными, существуют и краснокнижные почвы. Подискутируем о том, есть ли почвы в Москве, Антарктиде и на Марсе. Оценим, сколько нужно времени, чтобы сформировалась почва и ее отдельные части. Поговорим о том, можно ли уничтожить почву или создать ее искусственно. В конце лекции будет проведена викторина.
Регулярные метеорологические наблюдения в Москве ведутся уже 242 года. Измерения температуры воздуха были начаты здесь в октябре 1779 г. Поэтому нам достоверно известно, например, что в конце XVIII столетия, то есть в конце малого ледникового периода, в столице отмечалась крайне низкая температура вплоть до –37÷–39 ˚С. В знаменитом 1816 «году без лета», отмеченном на разных континентах аномально холодной погодой вследствие извержения вулкана Тамбора (Индонезия), температура воздуха в Москве в летние месяцы оказалась хоть и невысокой, но далёкой от рекордно низких значений.
Ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, кандидат географических наук М.А. Локощенко расскажет об источниках наших знаний о климате в прошлом, приведет примеры известных данных о климате Москвы в эпоху инструментальных измерений. О том, какие изменения московского климата являются статистически достоверными, стали ли суровее московские зимы и как изменилось московское лето, вы узнаете на лекции.
Мир вокруг нас меняется очень быстро, и для географа важно не только фиксировать изменяющиеся объекты, но также понимать динамику происходящих процессов и строить прогнозы их развития.
Экология, в широком ее понимании, как взаимодействие живых организмов со средой обитания, весьма разнообразна. Городские жители могут сетовать на наличие свалок мусора, загрязнение воздуха, но есть и глобальные процессы, которые приводят к изменению окружающего нас мира.
Как изучать разнообразие меняющихся объектов их состояний? На помощь приходят системы дистанционного зондирования Земли. На лекции вы узнаете о том, как материалы космической съемки используются для решения практических и научных задач, связанных с экологией и глобальными изменениями нашей планеты.
Эвтрофирование еще в 1984 году назад было названо ООН самым серьезным последствием воздействия человека на окружающую среду. Спустя 40 лет мы вынуждены констатировать, что ситуация ухудшилась. Угроза колоний маленьких сине-зеленых водорослей по уровню опасности сопоставима с крупнейшими наводнениями и ураганами. Несмотря на то, что эти организмы состоят всего из одной клетки, они очень быстро размножаются и выделяют токсины, делающие воду из рек и озер непригодной для питья даже после очистки. Люди десятилетиями обильно подкармливали эти водоросли азотом и фосфором, не очищая должным образом от них сточные воды, сбрасываемые в реки.
Уже в середине прошлого столетия во многих городах из-за цветения воды приходилось останавливать водоснабжение, а горожанам – на время возвращаться к стандартам водопотребления XIX века. В России подобных кризисов до последних лет не возникало, но потепление климата сделало проблему эвтрофирования стоящей крайне остро и в нашей стране.
На лекции обсудим, почему водоросли цветут и что этому способствует, изучим, какие способы борьбы с цветением планктона существуют сегодня, и почему быстрых результатов ждать не стоит. А в конце лекции обязательно рассмотрим и несколько успешных примеров восстановления водоемов.
Наш климат меняется, и проявляется это не только в увеличении температуры или учащении экстремальных погодных явлений, но и в широком спектре косвенных последствий для здоровья человека. Возбудители инфекционных болезней и их биологические переносчики чутко реагируют на происходящие изменения. Заболевания, которые когда-то были ограничены более теплыми широтами, постепенно расширяют свой ареал. Какие риски в связи с этим ждут человека? Какие болезни станут актуальными в будущем, а какие могут вернуться из прошлых эпох? Об исследованиях климатически обусловленных заболеваний и возможностях прогнозирования их распространения мы поговорим на лекции.
Климатические изменения влияют не только на уровень океана и объем ледников в Альпах, они также заметно сказываются на повседневной жизни каждого из нас, в особенности городских жителей. О том, каким образом погода и климат влияют на наше самочувствие, здоровье и продолжительность жизни; каковы причины современного глобального потепления и какие опасности оно в себе таит, и за что климатологи наконец-то получили Нобелевскую премию в прошедший вторник, мы расскажем на лекции. Также не обойдется и без лайфхаков: каким прогнозам погоды можно доверять, а каким не стоит, и как увеличить комфортность проживания в городской черте без переезда.
Для успешного участия в олимпиадах по географии необходимо обладать комплексными знаниями об особенностях природы, населения, экономики, экологии. Опытные преподаватели – составители олимпиадных заданий, имеющие большой опыт работы с абитуриентами на подготовительных курсах, проведут подробный разбор заданий олимпиады «Ломоносов» прошлых лет. Будет объяснена логика решения задач, а для закрепления навыков участникам мастер-класса будут предложены задачи для самостоятельного решения. Мероприятие будет полезно для школьников, планирующих принимать участие в олимпиадах по географии и сдавать дополнительное вступительное испытание по географии.
Ведущие:
Болысов Сергей Иванович, профессор кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ, доктор географических наук;
Казьмин Михаил Александрович, доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, кандидат географических наук.
Более пяти веков насчитывает история исследования Арктики. Тысячи экспедиций в Северной полярной области по крохам собирали информацию об очертаниях островов и побережий, о ледовых условиях и погоде, о геологическом строении и рельефе. Добытые ими сведения легли в основу современных знаний о природе Арктики. На смену примитивным парусным кораблям, собачьим упряжкам и пешим передвижениям пришли универсальные вездеходы на шинах низкого давления, точнейшие приборы и спутниковые снимки. Но, тем не менее, многие детали строения рельефа, поверхностных грунтов, подземных льдов до сих пор не имеют однозначного объяснения.
Пока не найдены следы некоторых арктических экспедиций XVII – начала XX вв., участники которых стремились решить проблемы Северо-Восточного и Северо-Западного проходов, открыть Землю Санникова или другие таинственные земли, обойти таможенные посты или найти кратчайший путь в Китай, но зачастую – просто выжить… Сложным, часто драматическим и почти всегда героическим путям развития научной мысли в Арктике, судьбе пропавших экспедиций посвящен рассказ Фёдора Александровича Романенко – географа, историка полярных стран, организатора и участника нескольких десятков арктических экспедиций, Почетного полярника. Рассказ иллюстрирован фотографиями автора, сделанными в экспедициях 1985-2020 гг. в разных частях Арктики.
Люди в течение многих сотен лет строили на реках плотины, чтобы использовать энергию текущей воды в своих целях. От запруд и водяных мельниц до гигантов, перекрывших Волгу и Енисей. Выработка энергии, позволяющая обеспечивать потребности крупных городов и предприятий, улучшение условий судоходства на реках, снабжение людей питьевой водой – долгие годы реки рассматривались только как ресурс. Но всё ли так однозначно?
У строительства плотин много негативных последствий. Так, замедление течения рек вызывает цветение токсичных водорослей и ухудшение качества воды; из-за того, что рыба не может попасть к местам нереста, происходит катастрофическое сокращение рыбных запасов и вырождение животных, часто не только водных. Ущербы часто настолько велики, что в последние десятилетия в некоторых странах разрушают плотины, чтобы вернуть рекам свободное течение.
На лекции разберемся, как устроены плотины, как они влияют на реки и их экосистемы, и обсудим, когда они на самом деле необходимы, когда можно без них обойтись и стоит ли продолжать их строить.
Климатическая поясность и закономерности распределения климатических зон известны многим со средней школы. И, тем не менее, каждый климат таит в себе много загадок. Почему на экваторе живут пингвины, а за полярным кругом не замерзают моря? Может ли на Гавайях выпасть снег и почему на островах, затерянных в океане, выживают только сухолюбивые кактусы? Что такое «жара» в Антарктиде и «мороз» в Сахаре? И почему в Берлине и Хабаровске, расположенных на одной и той же географической широте и на одинаковом расстоянии от океана, такие разные зимы? Про уникальные особенности таких знакомых климатов вы узнаете на лекции.
Задумывались ли вы о том, что болезни географически распространены крайне неравномерно? Есть болезни, которым подвержен весь мир, а другие встречаются лишь на небольших локальных территориях. Почему далёкая Америка была завоёвана европейцами очень быстро, а находящаяся рядом с Европой Африка оставалась почти неисследованной до середины XIX века? Почему провалилась первая попытка строительства Панамского канала? Может ли лихорадка Эбола передаваться за пределами Африки? Угрожают ли нам эпидемии экзотических болезней из-за глобальных климатических изменений? Какие болезни угрожают нам сегодня и что нужно знать, чтобы не заразиться во время путешествия? Как в дальнейшем будет распространяться по земному шару коронавирус?
На эти и множество других вопросов даёт ответы медицинская география – наука о влиянии природной среды на распространение болезней.
Климатическая поясность и закономерности распределения климатических зон известны многим со средней школы. И, тем не менее, каждый климат таит в себе много загадок. Почему на экваторе живут пингвины, а за полярным кругом не замерзают моря? Может ли на Гавайях выпасть снег и почему на островах, затерянных в океане, выживают только сухолюбивые кактусы? Что такое «жара» в Антарктиде и «мороз» в Сахаре? И почему в Берлине и Хабаровске, расположенных на одной и той же географической широте и на одинаковом расстоянии от океана, такие разные зимы? Про уникальные особенности таких знакомых климатов вы узнаете на лекции.
Для жителей мегаполисов изменение климата не является жизненно важной проблемой. Применительно к слабо освоенной северной части Сибири, климат – это фактор существования природных экосистем и живущих в них людей, а его изменения – это импульс для утраты устойчивости сложившихся условий. В последние годы климатические изменения достаточно сильно сказываются на жизни коренных народов. Для них рыболовство, охотничий промысел, оленеводство - это не только ресурсный источник существования, но и часть традиционной культуры. О происходящих на значительных территориях изменениях, их индикаторах и наблюдаемых последствиях для быта и культуры коренных народов Сибири мы расскажем на лекции.
Лектор: Емельянова Людмила Георгиевна, кандидат географических наук, доцент кафедры биогеографии географического факультета МГУ.
В ХХI веке религия продолжает играть огромную роль в обществе, существенным образом влияя на политику и мировую экономику. Знание современной религиозной картины мира помогает избегать военных конфликтов, выстраивать эффективные экономические отношения.
Эти вопросы настолько важны в современном многоконфессиональном обществе, что изучение их выделилось в самостоятельное направление – географию религий – науку, находящуюся на стыке религиоведения и географии, изучающую распространения религий по материкам, частям света и странам мира.
О том, как сегодня меняется современная картина религий, как она трансформируются под воздействием глобальных социально-экономических процессов, в первую очередь, миграций, вы узнаете на лекции.
Старший научный сотрудник кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ Алексей Маслаков расскажет, что представляет из себя вечная мерзлота, как она влияет на северные города и глобальные климатические процессы. На лекции вы узнаете, вечна ли вечная мерзлота и какой у неё возраст? Какая часть суши в мире занята мерзлыми породами? Что объединяет мамонтов и парниковые газы в атмосфере? В чём загадка Ямальского кратера и Батагайского разлома?
Лекция расскажет об основных идеях и концепциях взаимного существования природы и человека в городе и о том, как они воплощаются в жизнь в разных странах. Городские сады и скверы, леса и долины рек, луга и заболоченные территории – все это части зеленой инфраструктуры города, не менее важной, чем транспорт или сфера услуг. В разных городах мира реализованы свои подходы к организации зеленых зон: в одних создается зеленый пояс, в других – запрещают движение транспорта на центральных улицах по выходным дням, чтобы дать отдохнуть деревьям от выхлопов, в третьих, наоборот, полагают, что зеленым насаждениям – место в парках, и город должен быть четко разделен на зоны - для отдыха и для бизнеса.
В каждой наземной экосистеме сезонно или спонтанно, массово или индивидуально начинается цветение — одно из самых замечательных и прекрасных явлений на Земле. Цветущие и часто благоухающие цветки не только радуют и волнуют человека, становясь образцами для прекрасных произведений искусства, но и являются узловыми звеньями практически любого сухопутного сообщества, соединяя в единую многомерную сеть его важнейшие компоненты. Привлечение опылителей и обеспечение наиболее эффективного опыления с их помощью или посредством агентов неживой природы — ветра или воды — вот важнейшая функция цветков, чьи совершенные, порой фантастические формы и окраска являются результатом долгой коэволюции — совместной, взаимообусловленной эволюции опылителя и цветка. Строение и особенности поведения цветков, опыляемых пчелами или птицами, бабочками или лемурами, гекконами или муравьями, процессы опыления с помощью непокорных и неуправляемых — в отличие от животных — агентов, ветра и воды, сложнейшие, подчас филигранные взаимные адаптации цветков и их опылителей — обо всем это вы узнаете из нашей лекции.
Великие натуралисты XIX века, много путешествовавшие и повидавшие самые прекрасные и Павел Константинов расскажет о том, какие современные технологии применяются для прогноза погоды и исследований климата на разных уровнях. Влияет ли на нас, жителей столицы, глобальное потепление, и если влияет — то как? И как точно можно предсказать погоду?
Также будет освещена широко обсуждаемая в последнее время тема влияния пандемии Covid-19 как на погодные процессы, так и на качество воздуха.
Склоны занимают значительную часть поверхности суши и являются ареной для большого количества опасных процессов – обвалов, оползней, селей. В чем разница между ними и что является спусковым крючком? На занятии мы поговорим о грунтах и опасности гравитации, обсудим влияние воды и антропогенного фактора на устойчивость склонов. Выясним, от чего пострадала большая часть людей при Сычуаньском землетрясении, узнаем, что происходит с заказником Воробьевы горы. Научимся видеть опасные места на картах и дешифрировать оползни на космических снимках.
Для успешного решения географических задач необходимо обладать знаниями об особенностях природы, населения, экономики, экологии. Опытные преподаватели-члены предметно-методических комиссий различных географических олимпиад, имеющие большой опыт в подготовке абитуриентов на подготовительных курсах, расскажут о типах и специфике решения географических задач, рассмотрят некоторые из задач олимпиадных заданий прошлых лет. После общего разбора задач участникам мастер-класса будут предложены задачи для самостоятельного решения. Мастер-класс будет интересен для школьников, планирующих принимать участие в олимпиадах по географии и сдавать дополнительное вступительное испытание по географии.
Перед проведением мастер-класса всем зарегистрированным участникам будут высланы варианты заданий, предлагаемых для разбора.
Ведущие:
С.В. Харченко, ст.н.с. кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета, к.г.н.
Н.А. Мозгунов, ст.н.с. кафедры экономической и социальной географии России географического факультета, к.г.н..
Глубоководный Центральный полярный бассейн окаймлён цепочкой больших и малых островов и архипелагов. Множество островов лежит на шельфах всех арктических морей. Это небольшие участки суши, большую часть года окруженные льдами, занятые полярными пустынями. Традиционно господствует представление, что там только снег, скалы и лёд, и все острова похожи друг на друга. Но это в корне неверно. Уникален не только каждый арктический архипелаг, но заметно отличаются друг от друга даже соседние острова. Многие острова и архипелаги появились на картах только в ХХ веке, на других уже несколько сотен и даже тысяч лет живут люди. Из-за труднодоступности и удалённости познание их природы далеко не закончено, и острова готовят исследователям ещё много неизвестных сюжетов. На лекции вы узнаете о природе и драматической истории открытия арктических островов, об их жизни в ХХ и XXI веках.
Страны-гиганты Азии (Китай и Индия) вносят существенный вклад в выбросы парниковых газов, загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, сокращение биоразнообразия, опережая другие крупные мировые державы. Расхожая фраза про Китай о том, что очень большой ВВП можно почувствовать в воздухе, соответствует огромному вкладу этой страны в глобальную картину загрязнения. Китай давно обогнал США по выбросам парниковых газов, столкнулся с серьезным водным кризисом, при этом стал мировым лидером по восстановлению лесов. Про Индию все еще справедливо высказывание Индиры Ганди о том, что нищета – худший загрязнитель окружающей среды, хотя здесь появился мощный средний класс (около 300 млн чел.). Наряду с формированием «среднезажиточного общества» в Китае это поменяло не только стандарты жизни миллионов людей, но и увеличило объемы потребления природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ, производство отходов. В лекции рассматривается место Китая и Индии в мировой экологической ситуации, а также обсуждаются некоторые тренды их экологического развития.
Лектор: Алексеева Нина Николаевна, зак. кафедрой физической географии мира и геоэкологии географического факультета, доцент, к.г.н.
Еще Аристотель понимал, что изменения погоды напрямую связаны с изменением направления ветра. В своем трактате «Метеорологика» он писал: «Апарктий, Траский и Аргест, рассеивая плотные облака, приносят ясную погоду, Аргест и Эвр — сухие ветры, Нот, Зефир и Эвр горячи, Кайкий покрывает небо плотными облаками». Современные синоптики при прогнозе погоды также обязательно обращают внимание на направление ветра. Но система ветров, а точнее общей циркуляции атмосферы весьма сложна. В ней присутствуют движения самых разных масштабов: от локального бриза на берегу озера до планетарной системы пассатов, охватывающей все тропики Земли. Причины перемещения воздуха очень многообразны: мы знаем, что ветер дует из области высокого в область низкого давления, но на самом деле воздух перемещается параллельно, а не перпендикулярно линиям равного давления. Почему? Разобраться в непростом устройстве атмосферных движений, их причинах и понять вклад самых разных циркуляционных процессов в формирование погоды и климата на нашей планете вы сможете, прослушав лекцию.
Лектор: Гущина Дарья Юрьевна, профессор кафедры метеорологии и климатологии географического факультета, д.г.н.
Еще Аристотель понимал, что изменения погоды напрямую связаны с изменением направления ветра. В своем трактате «Метеорологика» он писал: «Апарктий, Траский и Аргест, рассеивая плотные облака, приносят ясную погоду, Аргест и Эвр — сухие ветры, Нот, Зефир и Эвр горячи, Кайкий покрывает небо плотными облаками». Современные синоптики при прогнозе погоды также обязательно обращают внимание на направление ветра. Но система ветров, а точнее общей циркуляции атмосферы весьма сложна. В ней присутствуют движения самых разных масштабов: от локального бриза на берегу озера до планетарной системы пассатов, охватывающей все тропики Земли. Причины перемещения воздуха очень многообразны: мы знаем, что ветер дует из области высокого в область низкого давления, но на самом деле воздух перемещается параллельно, а не перпендикулярно линиям равного давления. Почему? Разобраться в непростом устройстве атмосферных движений, их причинах и понять вклад самых разных циркуляционных процессов в формирование погоды и климата на нашей планете вы сможете, прослушав лекцию.
Лектор: Гущина Дарья Юрьевна, профессор кафедры метеорологии и климатологии географического факультета, д.г.н.
Величайшая пустыня мира, самый большой запас пресной воды на Земле, самое холодное место на планете и шестой, открытый последним по счету материк – все это Антарктида. Территория континента не принадлежит ни одному государству, используется только в мирных целях, исследователи могут посетить любую точку Антарктики и имеют право доступа к информации, добытой исследователями других стран.
Большая часть суши в Антарктиде лежит ниже уровня мирового океана, а под мощными ледниками скрыты пресноводные водоемы. Новые опасности и открытия ждут будущих исследователей этой загадочной части планеты Земля.
Лектор: Бредихин Андрей Владимирович, заведующий кафедрой геоморфологии и палеогеографии, профессор, д.г.н.
Вода – важнейший компонент жизни: организм человека на 70% состоит из воды, она необходима нам каждый день. Какую воду мы пьем, от чего зависит ее качество, и как мы можем им управлять? Какие требования предъявляются к качеству питьевой воды, как они различаются в разных странах, и отличается ли вода в Москве от воды в Норильске? Всегда ли воду можно очистить до питьевых стандартов? Все это обсудим на лекции.
Почему в определенных экосистемах планеты разнообразие форм жизни достигает необычайно больших значений? Какие условия способствуют формированию и процветанию колоссального разнообразия растений и животных на этих территориях, получивших название «горячих точек» биоразнообразия? Их изучение, которое позволит нам ответить на многие важные вопросы биологии, географии, экологии, является одной из интереснейших задач современной науки. Ошеломляющее разнообразие весеннецветущих растений Юго-Западной Австралии, уникальный биом Капского царства – финбош, насчитывающие десятки тысяч видов насекомых и орхидей горные леса Экваториальных Анд – все эти и многие другие уникальные уголки природы Земли приоткроют перед вами свои тайны…
Лектор: Бобров Алексей Владимирович, профессор кафедры биогеографии географического факультета МГУ, доктор биологических наук.
Картография – одна из самых высокотехнологичных областей современной географии. Те картографические изображения, которые можно увидеть в исследованиях последних лет, часто мало напоминают карты в их классическом виде. Что можно считать картой, а что уже нет? Мы расскажем о методах и технологиях создания наиболее абстрактных видов геоизображений - картоидов и схем. Что такое картографические анаморфозы и являются ли они картоидами? В каких науках картоиды полезны? В ходе лекции вы получите ответы на эти вопросы, а также увидите примеры самых необычных картографических изображений.
Южная Африка! Эпоха великих географических открытий, каравеллы Васко да Гамы, огибающие мыс Доброй Надежды в поисках пути в Индию, и великие экспедиции Ливингстона. Полноводная Замбези и бескрайние пустыни Калахари, алмазы Кемберли и соль озер Намибии, высокогорные племена Лесото, колонии буров и ужасы системы апартеида – все это Южная Африка. О загадках и противоречиях этой части планеты поговорим на лекции.
Мировой лидер или мировой жандарм? Главный стратегический союзник или наиболее вероятный противник? Образец или плохой пример для подражания? Локомотив мировой экономики или без пяти минут банкрот? Плавильный котел против сегрегации, федерализм против регионализма, патриотизм против антиамериканизма, демократия против либерализма, ковбои против Симпсонов. Одним словом, об Америке глазами американиста.
Для успешного участия в олимпиадах по географии необходимо обладать комплексными знаниями об особенностях природы, населения, экономики, экологии. Опытные преподаватели – составители олимпиадных заданий, имеющие большой опыт работы с абитуриентами на подготовительных курсах, проведут подробный разбор заданий олимпиады «Ломоносов» прошлых лет. Будет объяснена логика решения задач, а для закрепления навыков участникам мастер-класса будут предложены задачи для самостоятельного решения. Мероприятие будет полезно для школьников, планирующих принимать участие в олимпиадах по географии и сдавать дополнительное вступительное испытание по географии.
Ведущие:
Болысов Сергей Иванович, профессор кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ, доктор географических наук;
Казьмин Михаил Александрович, доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, кандидат географических наук.
Человек живёт на арктических побережьях несколько тысяч лет. За это время кардинально изменился общественный строй северных государств, экономические взаимоотношения, этнический состав населения и многое другое. Менялись и природные условия, оставаясь при этом суровыми и недружелюбными. Но жители Севера всегда приспосабливались к ним, выживая за счёт природных ресурсов. Способы и интенсивность их использования также сильно менялись на протяжении веков. И лишь в последние 100 лет можно говорить о растущем воздействии человека на природу Арктики. Какая судьба может ждать арктические пространства – один из последних биосферных ресурсов человечества?
Подмосковье, постепенно поглощаемое нашим мегаполисом, тем не менее сохраняет широкий спектр культурных сокровищ – от городищ до дворцово-парковых и садово-парковых ансамблей (Марфино, Середниково, Архангельское), от земляных кремлей (Дмитров, Верея, Руза) до подлинных гнёзд отечественной культуры (Остафьево, Мураново, Абрамцево). Шедевры культовой архитектуры – как монастыри (Новый Иерусалим, Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоколамский), так и отдельные храмы в своих стенах сберегают ценнейшие фресковые росписи, насыщенные живописью иконостасы и неповторимые иконы.
Древние города (Коломна, Можайск, Зарайск, Серпухов и др.) могут гордиться целостными ансамблями выдающихся произведений культуры. Блоковское Шахматово, пастернаковское Переделкино, чеховское Мелихово, Клин Чайковского вплетают в этот венок свои «драгоценные ленты». Увы, до Подмосковья докатывались и волны вражеских нашествий - памятники Бородинского поля, рубежи обороны Великой Отечественной войны – это тоже, несомненно, часть нашего наследия.
Чтобы освоить культурные сокровища Подмосковья, может не хватить жизни. Но начинать – надо!