Географический факультет МГУ
   сегодня 19 марта / вторник / неделя нижняя
Выберите кафедру  
 

ЗАСЕДАНИЕ СЕМИНАРА "КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ"

13.03.2019

Семинар «Культурный ландшафт» и секция по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают Вас на 299-е заседание, которое состоится 20 марта 2019 г.
С докладом «По маршруту Московского Центрального Кольца: культурный ландшафт или то, что от него осталось» выступит О.И. Маркова, географический факультет МГУ.
Начало семинара в 17-15 в ГЗ МГУ. Ауд. 2104 (21 этаж Главного здания МГУ)
По поводу пропусков (нужно сообщить ФИО полностью и место работы или учебы) пишите не позже вечера 18 марта по адресу seminarkl@yandex.ru

 

Тезисы

В 2016 году было открыто для пассажиров движение электропоездов «Ласточка» по маршруту Московского центрального кольца (МЦК), частично интегрированного с метрополитеном. МЦК включает в себя 31 станцию и имеет протяженность 54 км. 
Практически по всему пути электропоезд идет по поверхности земли, лишь в одном месте, под площадью Гагарина, уходя в тоннель длиной около 900 м. Таким образом, проезжая по новой дороге, мы имеем возможность наблюдать городские территории на достаточно большом протяжении и в небольшом отдалении от центра, где городскими властями уделяется наибольшее внимание сохранению объектов культурного наследия.
В 2019 ̶2020 годах планируется возведение непреодолимого ограждения линии. В настоящее время еще существует возможность довольно неплохого обзора окружающих территорий из окна электропоезда почти на всем протяжении дороги.
Маршрут МЦК окружает Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км. На западе, юго-западе и юго-востоке вплотную он проходит вдоль трассы Третьего транспортного кольца. 
Собственно, сама дорога представляет собой объект культурного наследия. Она была построена как Московская окружная железная дорога в 1908 году по приказу Императора Николая II; проект дороги создал инженер Пётр Рашевский. Пассажирские и грузовые перевозки по ней осуществлялись до 1934 года; затем остались только грузовые и технические перевозки. Для подготовки к новому вводу пассажирских перевозок в 2012 ̶ 2016 годах дорога была реконструирована.
В настоящее время сохранилось 14 старых станций стиля русского модерна, построенных архитекторами А.Н. Померанцевым и Н.В. Марковниковым. Не все они находятся на линии современной дороги, но их можно увидеть, следуя по маршруту МЦК. Кое-где сохранились и старые высотные отметки.
Во время строительства граница города во многом совпадала с линией построенной дороги, на северо-западе довольно заметно выходя за его границу, а на юго-востоке чуть внедряясь внутрь города. В настоящее время город ушёл далеко за пределы старой дороги. Там, где были сельские, лесные территории и поля, теперь находятся жилые кварталы.
Столица, стремительно развиваясь и постоянно увеличивая численность своего населения, строит все новые и новые многоэтажные дома. Застройка с каждым годом становится все более плотной. Несмотря на то, что памятники архитектуры формально охраняются, сохранения культурного ландшафта фактически не происходит, так как территории окружения памятников застраиваются и они оказываются зажатыми в «колодце» среди многоэтажных зданий. В территориальных конфликтах между застройщиками и организациями-обладателями памятников, как правило, побеждает застройщик. В то же время для сохранения культурных ландшафтов весьма важно сохранять не одно только здание памятника, но и среду и вид вокруг него. В настоящее время из памятников культурного наследия окружающий ландшафт более или менее сохранился лишь у Новодевичьего монастыря благодаря тому, что он расположен на берегу Москвы-реки в районе Лужников, где сохранились открытые пространства.
Однако совсем близко от него, всего через одну излучину Москвы-реки, находятся чуждые традиционной московской архитектуре здания Делового Центра, где в начале нашего века по идее архитектора Б.И. Тхора выстроены самые высокие башни Москвы-Сити высотой до 374 метров (башня Федерация – самый высокий небоскреб Европы), т.е. по масштабам вполне сравнимые с природными низкогорьями. Проект строительства башни Россия высотой 612 м англичанина Н. Фостера, сравнимый уже со среднегорьем, к счастью, был отменен по финансовым причинам. Здания этого современного Вавилона продолжают возводиться и в настоящее время с отступлением от первоначального проекта, более естественно вписывавшегося в структуру города. На месте башен ранее располагались Дорогомиловские каменоломни добычи известняка («Камушки»), от которых еще сохранилось несколько зданий, которым грозит снос. Недалеко было Дорогомиловское кладбище, уничтоженное в советское время.
Маршрут МЦК пролегает также по обширным территориям промышленной застройки (особенно Южный округ), которые в настоящее время уже не функционируют. Они планируются под реконструкцию (ЗИЛ – территория 275 га), где будут несколько цехов завода и закрытый жилой комплекс. На протяжении дороги много ТЭЦ с дымящими трубами; есть и другие промышленные сооружения.
Частично МЦК проходит по природным и парковым территориям (Сокольники, Измайловский парк, Лосиный остров, Ботанический сад, Нескучный сад и др.). Эти территории также окружаются новостройками, хотя во многом сохраняют еще свою природно-ландшафтную структуру и являются посещаемыми рекреационными объектами. Благодаря функционированию МЦК они стали более доступны для жителей других районов Москвы.
Культурные ландшафты, расположенные по линии МЦК, имеют большую историческую ценность для города. В целях их сохранения важно не допустить нарушения их структуры и ограничить высотное строительство.

 



Возврат к списку

Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

Природно-антропогенные ландшафты: промышленные и транспортные геотехнические системы, геоэкологические основы ландшафтного строительства
Николаев В.А., Казаков Л.К., Украинцева Н.Г.
2013. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее