Географический факультет МГУ
   сегодня 19 июня / среда / неделя верхняя
Выберите кафедру  
 

ЗАСЕДАНИЕ СЕМИНАРА "КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ"

13.03.2019

Семинар «Культурный ландшафт» и секция по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают Вас на 299-е заседание, которое состоится 20 марта 2019 г.
С докладом «По маршруту Московского Центрального Кольца: культурный ландшафт или то, что от него осталось» выступит О.И. Маркова, географический факультет МГУ.
Начало семинара в 17-15 в ГЗ МГУ. Ауд. 2104 (21 этаж Главного здания МГУ)
По поводу пропусков (нужно сообщить ФИО полностью и место работы или учебы) пишите не позже вечера 18 марта по адресу seminarkl@yandex.ru

 

Тезисы

В 2016 году было открыто для пассажиров движение электропоездов «Ласточка» по маршруту Московского центрального кольца (МЦК), частично интегрированного с метрополитеном. МЦК включает в себя 31 станцию и имеет протяженность 54 км. 
Практически по всему пути электропоезд идет по поверхности земли, лишь в одном месте, под площадью Гагарина, уходя в тоннель длиной около 900 м. Таким образом, проезжая по новой дороге, мы имеем возможность наблюдать городские территории на достаточно большом протяжении и в небольшом отдалении от центра, где городскими властями уделяется наибольшее внимание сохранению объектов культурного наследия.
В 2019 ̶2020 годах планируется возведение непреодолимого ограждения линии. В настоящее время еще существует возможность довольно неплохого обзора окружающих территорий из окна электропоезда почти на всем протяжении дороги.
Маршрут МЦК окружает Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км. На западе, юго-западе и юго-востоке вплотную он проходит вдоль трассы Третьего транспортного кольца. 
Собственно, сама дорога представляет собой объект культурного наследия. Она была построена как Московская окружная железная дорога в 1908 году по приказу Императора Николая II; проект дороги создал инженер Пётр Рашевский. Пассажирские и грузовые перевозки по ней осуществлялись до 1934 года; затем остались только грузовые и технические перевозки. Для подготовки к новому вводу пассажирских перевозок в 2012 ̶ 2016 годах дорога была реконструирована.
В настоящее время сохранилось 14 старых станций стиля русского модерна, построенных архитекторами А.Н. Померанцевым и Н.В. Марковниковым. Не все они находятся на линии современной дороги, но их можно увидеть, следуя по маршруту МЦК. Кое-где сохранились и старые высотные отметки.
Во время строительства граница города во многом совпадала с линией построенной дороги, на северо-западе довольно заметно выходя за его границу, а на юго-востоке чуть внедряясь внутрь города. В настоящее время город ушёл далеко за пределы старой дороги. Там, где были сельские, лесные территории и поля, теперь находятся жилые кварталы.
Столица, стремительно развиваясь и постоянно увеличивая численность своего населения, строит все новые и новые многоэтажные дома. Застройка с каждым годом становится все более плотной. Несмотря на то, что памятники архитектуры формально охраняются, сохранения культурного ландшафта фактически не происходит, так как территории окружения памятников застраиваются и они оказываются зажатыми в «колодце» среди многоэтажных зданий. В территориальных конфликтах между застройщиками и организациями-обладателями памятников, как правило, побеждает застройщик. В то же время для сохранения культурных ландшафтов весьма важно сохранять не одно только здание памятника, но и среду и вид вокруг него. В настоящее время из памятников культурного наследия окружающий ландшафт более или менее сохранился лишь у Новодевичьего монастыря благодаря тому, что он расположен на берегу Москвы-реки в районе Лужников, где сохранились открытые пространства.
Однако совсем близко от него, всего через одну излучину Москвы-реки, находятся чуждые традиционной московской архитектуре здания Делового Центра, где в начале нашего века по идее архитектора Б.И. Тхора выстроены самые высокие башни Москвы-Сити высотой до 374 метров (башня Федерация – самый высокий небоскреб Европы), т.е. по масштабам вполне сравнимые с природными низкогорьями. Проект строительства башни Россия высотой 612 м англичанина Н. Фостера, сравнимый уже со среднегорьем, к счастью, был отменен по финансовым причинам. Здания этого современного Вавилона продолжают возводиться и в настоящее время с отступлением от первоначального проекта, более естественно вписывавшегося в структуру города. На месте башен ранее располагались Дорогомиловские каменоломни добычи известняка («Камушки»), от которых еще сохранилось несколько зданий, которым грозит снос. Недалеко было Дорогомиловское кладбище, уничтоженное в советское время.
Маршрут МЦК пролегает также по обширным территориям промышленной застройки (особенно Южный округ), которые в настоящее время уже не функционируют. Они планируются под реконструкцию (ЗИЛ – территория 275 га), где будут несколько цехов завода и закрытый жилой комплекс. На протяжении дороги много ТЭЦ с дымящими трубами; есть и другие промышленные сооружения.
Частично МЦК проходит по природным и парковым территориям (Сокольники, Измайловский парк, Лосиный остров, Ботанический сад, Нескучный сад и др.). Эти территории также окружаются новостройками, хотя во многом сохраняют еще свою природно-ландшафтную структуру и являются посещаемыми рекреационными объектами. Благодаря функционированию МЦК они стали более доступны для жителей других районов Москвы.
Культурные ландшафты, расположенные по линии МЦК, имеют большую историческую ценность для города. В целях их сохранения важно не допустить нарушения их структуры и ограничить высотное строительство.

 



Возврат к списку

Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

Circulation processes in the atmosphere and glacier dynamics
Fedorov V.M.
2014. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее