Географический факультет МГУ
   сегодня 20 сентября / четверг / неделя верхняя
Выберите кафедру  
 

III ВИНОГРАДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ГРАНИ ГИДРОЛОГИИ

12.04.2018

III ВИНОГРАДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ГРАНИ ГИДРОЛОГИИ

Будущее гидрологической науки


Она есть повсюду; она соприкасается с прошлым и готовит будущее; 
она струится под полюсами и присутствует на больших высотах. 
Если есть что-то поистине загадочное на этой планете, так это вода.
Лорен Эйсли


24 студента, 10 сотрудников, аспиранты и многие выпускники кафедры гидрологии суши географического факультета МГУ приняли участие в Международной конференции памяти Ю.Б. Виноградова "III Виноградовские чтения. Грани гидрологии", организованной Санкт-Петербургским государственным университетом. Ю.Б. Виноградов – выдающийся русский гидролог, автор многих научных работ по математическому моделированию гидрологических процессов, катастрофическим гидрологическим явлениям (прорывным паводкам и селевым потокам), процессам эрозии и загрязнения. Всего в работе конференции, основной целью которой была свободная и острая дискуссия по проблемам развития гидрологии и поискам путей их преодоления, приняло участие около 200 молодых исследователей из Московского, Санкт-Петербургского, Пермского, Томского, Воронежского и др. университетов, ИВП РАН, ТИГ РАН, ИГ СО РАН, ГГИ, многих других академических институтов и производственных организаций.


Выпускник кафедры М.Н.Кручин, один из организаторов конференции,  которому мы благодарны за всяческую помощь

Работа конференции прошла по шести секциям: 1) На грани фазовых переходов; 2) Новые грани гидрологии; 3) Грани гидроэкологии и водопользования; 4) Многогранная гидрология; 5) На грани науки и практики; 6) За гранью катастроф.

Незначительная грань разделяет дождь и снег, воду и лед, талую и мерзлую почву. Гидрологов интересует формирование и таяние снежного покрова, питание и абляция ледников, рост и разрушение наледей, речного, озерного, подземного льда, промерзание и протаивание грунтов и их влияние на гидрологические процессы.

Любая новая грань должна быть гармонично вписана в целое, при этом дополняя и уточняя общую картину мира. Применение новых технологий исследования, рожденных на стыке наук, дает не только возможность получить новые знания в гидрологии, но и ставит ряд вопросов, связанных, например, с интерпретацией полученных результатов. На конференции рассмотрены вопросы использования методов математического моделирования, данных дистанционного зондирования, применения ГИС-технологий, изотопных методов и многое другое.

Гидрологи дают рекомендации по рациональному использованию водных ресурсов, предупреждению опасных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, надежности водопотребления и водопользования, стабильности элементов речной сети, водных экосистем, потребительских свойств водных ресурсов. Гидрологи разрабатывают теорию и методологию гидроэкологии, методы изучения водных экосистем. И это обсуждалось на конференции.


Постерная сессия



Наши выпускники и аспиранты во время заседаний


Гидроинтеллектуальная игра

Был рассмотрен весь спектр гидрометеорологических исследований применительно к конкретным регионам от Скандинавии до Тянь-Шаня и Чукотки: особенности процессов формирования стока и гидрологического режима водных объектов, факторы формирования стока, обобщение гидрологических параметров и характеристик для отдельных регионов и природных зон.

Прикладная гидрология — это целеустремленно организованная в соответствии с утилитарными требованиями развивающегося человеческого общества система гидрологических сведений и методологий, направленная на решение разного рода возникающих проблем и задач. Вопросы полевой, инженерной и оперативной гидрологии были широко представлены на конференции.

Ничто так не приближает к пониманию происходящего как кризис или катастрофа. Катастрофическое событие — это уже объект гидрологии, дающий неописуемый импульс ее развитию за гранью обыденного.

Организаторы конференции подготовили много интересных мероприятий. Среди них – гидроинтеллектуальная игра. Впечатления о ней Е.Корниловой (4 курс):

«На конференции всё было либо на грани, либо за гранью, и интеллектуальные игры не исключение. На грани веселья и мозгового штурма, за гранью гидрологии. Всего было три этапа: "устные вопросы", "произведения искусства" и "фильмы". Первый этап был невероятно интересным, за что спасибо организаторам, они, правда, очень постарались. Вопросы были похожи на задачки "Что-Где-Когда", только спроецированные на гидрологию. На втором и третьем этапе надо было угадать водный объект, художника и, внимание, название картины (монумента) или фильма в зависимости от тура. Водный объект и, так и быть, художника уж куда ни шло, но название? Это уже за гранью добра и зла. Вот здесь мы на все вопросы отвечали «Дон», согласно специфике нашей команды, а, чтобы хоть раз написать название, с нетерпением ждали бедных бурлаков. Искусствоведы из нас оказались совершенно никакие, а жаль, посещение Эрмитажа надо было все-таки освежить. "Ребята, мы сливаем этот этап!". Как оказалось, и следующий слили. Но зато повеселились от души и даже просветились (культурная столица, как-никак). Хочется выразить огромную благодарность организаторам всех развлекательно-интеллектуальных программ за создание такой семейно-научной обстановки! И, конечно, спасибо лучшей команде, а именно Владу Иличу, Светлане Андреевне Агафоновой, Марии Борисовне Киреевой и ещё двум специалистам по Дону».

В рамках конференции прошла Вторая Школа гидрологического моделирования для молодых ученых, студентов и аспирантов и включала лекции ведущих российских и зарубежных ученых в области математического моделирования гидрологических процессов и практические занятия по нескольким моделям формировании стока на различных речных бассейнах России и мира.

Расширение кругозора и становление молодых ученых-гидрологов, от которых зависит развитие науки и ее эффективное использование на пользу России в будущем – важнейший итог III Виноградовских чтений. Об этом ниже впечатления наших студентов:

Виктор Ломов (3 курс): «Участие в гидрологических конференциях - это очень важная часть становления специалиста в научной сфере. Как собственный доклад, так и прослушивание докладов коллег дает возможность как почерпнуть новые знания из области собственных интересов, так и узнать много нового о теории и практике в гидрологии. Виноградовские чтения позволили получить и то и другое. Само мероприятие было организовано очень логично и ему сопутствовала душевная и открытая атмосфера, позволяющая открывать для себя новые грани гидрологии».

Иван Дурманов (3 курс): «III Виноградовские чтения прошли замечательно. Хотелось бы отметить отличную работу организаторов и их отзывчивость. Было интересно первый раз выступить на крупной конференции, а также получить ценные советы от специалистов».

Евдокия Завьялова (3 курс): «Виноградовские чтения - это интересные доклады молодых ученых, приятная атмосфера, возможность общения и обмена опытом со специалистами из разных мест, полезный опыт выступлений для тех, кто только начинает заниматься научной деятельностью».

Павел Терский (мнс): «Школа моделирования - прекрасная возможность задать себе новые вопросы, а также обсудить их с более опытными коллегами. Заинтересованный коллектив и высокий уровень организации стали залогом успеха школы. Конференция, вероятно, одна из лучших в России. Огромный труд организаторов принес свои плоды. Жаль, что нельзя было присутствовать на нескольких секциях одновременно. Показался приятным трендом общий изменившийся под влиянием международной общественности настрой российских ученых делиться результатами, обсуждать подходы и методы, вести здоровую конструктивную дискуссию».

Евгения Панченко (2 г.о. маг): «Выступление на Виноградовских чтениях благодаря ответной реакции гидрологов Петербургской школы на доклад позволяет посмотреть на свою работу по другим углом, дарит новые идеи в рассмотрении своих научных задач».

Мы благодарим организаторов за их труд и надеемся через два года снова встретиться с друзьями и коллегами на берегах Невы.

Мы также благодарны нашей учебной части и преподавателям за понимание и поддержку в проведении столь интересного и полезного гидрологического мероприятия во время учебного процесса.

 

Текст: зав. кафедрой гидрологии суши, профессор Н.Л.Фролова, магистр 2 г.о. А.Н.Василенко

Фото: А.Докус



Возврат к списку

Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

География туризма
Кружалин В.И., Мироненко Н.С., Зигерн-Корн Н.В., Шабалина Н.В., Аигина Е.В., Голубчиков Ю.Н.
2014. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее