8 мая /
 нижняя неделя
ENG
поиск по фильтру
применить
изменить фильтр
очистить все
8 мая /
нижняя неделя
EN
Кафедры факультета

о факультете

структура

наука

образование

студентам

абитуриентам

сотрудникам

структура

Структура главная

Кафедры

Научно-исследовательские лаборатории

Административные подразделения

Реализуемые проекты

Учебно-научные базы

Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО)

Диссертационные советы

МГУ.11.01 МГУ.11.02 МГУ.11.03 МГУ.11.04
Экология и природопользование

Природная и социальная среда Арктики

Природная и социальная среда Арктики

Форма обучения:
очная

Продолжительность обучения:
2 года

Добролюбов Сергей Анатольевич

Научный руководитель программы
Заведующий кафедрой океанологии

Академик РАН, профессор
Доктор географических наук


Стрелецкая Ирина Дмитриевна

Ответственный исполнитель программы
Доцент кафедры криолитологии
и гляциологии

Кандидат геолого-минералогических наук

Межфакультетская магистерская программа «Природная и социальная среда Арктики» реализуется в рамках Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды» совместно с факультетами почвоведения и биологическим.


Специализированные компетенции магистерской программы 


  • Владение знаниями о закономерностях эволюции климата Земли и криосферы во времени и пространстве; понимание различных механизмов обратной связи на изменения земного покрова, обмен парниковыми газами, образование аэрозолей и облаков и радиационное воздействие в региональном и глобальном масштабах; способность анализировать и сопоставлять данные, полученные с помощью различных методов исследований для палеореконструкций; понимание, как меняющиеся условия криосферы и связанные с ними процессы в экосистемах, будут влиять на риск стихийных бедствий и опасных явлений. 

  • Знание методов исследования мерзлотных и гляциальных процессов; умение анализировать реакции криосферных объектов на изменение климата. 

  • Способность определять регионы и процессы, которые особенно чувствительны к изменению климата; обобщать тематические современные исследования о загрязнении атмосферы, гидросферы, криосферы и биосферы в Арктике; оценивать концентрации и воздействия тяжелых металлов, стойких органических загрязнителей и их цикличность; проводить квалифицированные мерзлотно-экологические исследования северных территорий; проводить мониторинг геотехнических систем в криолитозоне и горах; оценивать экологические риски и понимать, какие меры могут быть определены для смягчения последствий изменения климата и улучшения способности населения к адаптации.

  • Понимание геополитической ситуации в Арктике, умение комплексно сочетать натурные наблюдения, спутниковые дистанционное зондирование Земли, наблюдения за Землей и многомасштабное моделирование для синтеза данных; проводить количественную оценку выбросов при добыче ресурсов, разрабатывать оптимальную систему управления при использовании природных ресурсов на локальном, региональном и национальном уровнях с учетом социальных, экологических и экономических факторов.

  • Способность анализировать и оценивать проблемы экологии криосферы при решении профессиональных задач на различных этапах освоения Арктики; понимать, как таяние многолетнемерзлых пород повлияет на экосистемные процессы, включая гидрологию и потоки парниковых газов; грамотно использовать природоохранные законы и регламенты рационального природопользования в Арктических районах.


Выпускники программы смогут


  • Выступать в качестве научных экспертов в области оценки современных изменений природной среды Арктики и определения факторов, влияющих на эти изменения.

  • Выполнять оценку неблагоприятных экологических последствий антропогенного воздействия и (или) климатических изменений в Арктической зоне РФ, проводить анализ рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предлагать меры по адаптации и смягчению последствий этих воздействий для населения и хозяйства.

  • Разрабатывать с участием специалистов других направлений сценарии развития промышленной и транспортной инфраструктуры в Арктической зоне, в том числе, в местах традиционного проживания малочисленных народов и их традиционной хозяйственной деятельности.

  • Оценивать состояние и динамику биопродуктивности и биоразнообразия арктических экосистем в условиях климатических изменений и роста добычи и транспортировки углеводородного сырья. 

  • По итогам освоения магистерской программы выпускник может работать в научных и образовательных учреждениях, в организациях, занимающихся вопросами оценки текущего состояния климата и его возможных будущих изменений, его влияния на экологию и экономику, а также вопросами разработки стратегий развития государства с учетом изменения окружающей среды и климата.


Основные учебные дисциплины

 

  • Изменения климата в Арктике (Кислов А.В.)

  • Вечная мерзлота в условиях изменения климата и антропогенных воздействий в Арктике (Стрелецкая И.Д., Гребенец В.И.)

  • Экология морей Арктики (Пантюлин А.Н., Жирков И.А.)

  • Экологические проблемы развития нефтегазового комплекса в Арктике (Стрелецкая И.Д., Гребенец В.И.)

  • Биологическое разнообразие и охрана природы в Арктике (Романов А.А., Степанов А.Л., Баландин С.А., Кожин М.Н.)

  • Медико-экологические факторы социально-экономического развития Арктики (Малхазова С.М.)

  • Геополитические и правовые аспекты управления природопользованием в Арктике (Слипенчук М.В., Кириллов С.Н., Голубева Е.И., Пакина А.А.)

  • Инженерно-экологические и социальные проблемы в Арктике (Замятина Н.Ю., Гребенец В.И.) 



Образовательный стандарт

Учебный план


Рабочие программы дисциплин


Программы практик


Государственная итоговая аттестация


Электронные учебные издания  и электронные образовательные ресурсы 


Спасибо, заявка отправлена
После обработки заявки
с вами свяжется наш куратор
ок
Спасибо, запрос отправлен
В случае проведения семинара в смешанном или онлайн-формате мы вышлем вам ссылку для подключения к трансляции
ок
Спасибо,
вы успешно зарегистрировались
Ждем вас на конференции!
ок
Упс... Что-то пошло не так
Пожалуйста, попробуйте снова
или напишите нам о проблеме
попробовать снова
написать о проблеме