19 мая /
 верхняя неделя
ENG
поиск по фильтру
применить
изменить фильтр
очистить все
19 мая /
верхняя неделя
EN
Кафедры факультета

о факультете

структура

наука

образование

студентам

абитуриентам

сотрудникам

структура

Структура главная

Кафедры

Научно-исследовательские лаборатории

Административные подразделения

Реализуемые проекты

Учебно-научные базы

Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО)

Диссертационные советы

МГУ.11.01 МГУ.11.02 МГУ.11.03 МГУ.11.04

Геолого-геоморфологическая практика студентов I курса

Долина р.Протвы, Сатино

Цели практики


  1. Закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и семинарских занятиях по курсу «Геоморфология с основами геологии».

  2. Приобретение навыков: а) полевого исследования рельефа и слагающих его отложений; б) фиксации и анализа полевых наблюдений; в) полевого геоморфологического и геологического (четвертичных отложений) картографирования.

  3. Выявление роли морфолитогенной основы в строении и функционировании ПТК разного таксономического ранга, взаимосвязи рельефа с другими компонентами ландшафта.

  4. Ознакомление с современными геоморфологическими процессами (с учетом хозяйственной деятельности человека) и ролью литогенной основы в решении геоэкологических задач.


Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:


  1. Изучение геолого-геоморфологического строения и факторов развития рельефа территории полигона.

  2. Приобретение студентами навыков: а) обоснованного выбора маршрутов и точек наблюдений; б) описания естественных обнажений и искусственных выработок; в) полевого определения минералов и горных пород; г) отбора образцов на различные виды анализов; д) фиксации в дневнике фактических данных, полученных в точках наблюдений и по ходу маршрутов; е) пользования простейшими приборами (горным компасом, анероидом и др.). 

  3. Составление серии карт и профилей на участки, согласованные с другими отраслевыми и ландшафтной практиками.

  4. Использование ГИС «Сатино» для обработки части собранной в поле информации и решения некоторых прикладных задач.

  5. Подготовка текстовой и графической части отчетов для использования их в процессе прохождения других отраслевых и ландшафтной практик.



Структура практики


  1. Вводные лекции в геоморфологическом кабинете и компьютерном зале — 0,5 рабочих дня. 

  2. Обзорные маршруты в целях знакомства студентов с геологическим и геоморфологическим строением полигона, современной динамики рельефа, а также правилами ведения полевых дневников и методикой полевого геологического и геоморфологического картографирования — 3,5 раб. дня (площадь учебного полигона — около 20 км2).

  3. Самостоятельные маршруты студентов по ключевому участку, геологическая и геоморфологическая съемка территории участка в М 1:5000 — 3 дня (площадь участка самостоятельного картографирования — около 2 км2).

  4. Камеральные работы по составлению отчета и зачет (3 дня).

    В обзорных маршрутах значительное внимание уделяется вопросам взаимоотношений рельефа и человека, зависимости структуры расселения и угодий от рельефа и слагающих пород, влиянию человека на рельеф. (Одной из отчетных карт является карта хозяйственного использования рельефа).
    На вводных лекциях студенты знакомятся с физико-географическим, геологическим и структурно-тектоническим положением района практики, природными и антропогенными факторами рельефообразования.

    В обзорных маршрутах студенты знакомятся со строением толщ коренных (маршрут в овраг Егоров) и четвертичных (овраг Волчий) пород, морфологией и строением флювиального, ледникового и водноледникового комплексов рельефа (обзорные маршруты по долине р. Протвы и по междуречьям), особенностями и признаками современной динамики рельефа. В заключительном обзорном маршруте преподаватель проходит со студентами по основной части профиля, изучаемого группами на всех последующих практиках 1 курса. Во время этого маршрута студенты осваивают основные навыки полевого геоморфологического картографирования. Во всех обзорных маршрутах каждый студент ведет индивидуальный полевой дневник, в котором фиксируются сведения о строении разрезов коренных и четвертичных отложений, морфографии и морфологии форм рельефа, характере их границ, проявлениях и признаках современных геоморфологических процессов, а также об особенностях распределения растительного покрова и характере хозяйственного использования различных геоморфологических комплексов или их элементов. Кроме того, студенты учатся отбирать и документировать образцы горных пород, знакомятся с методикой некоторых видов полевого анализа вещественного состава (например, петрографического), а также с методами работы с полевыми инструментами (горный компас, рулетка, шанцевый инструмент, капельница с соляной кислотой и др.)

    Одной из главных задач обзорных маршрутов является выработка у студентов навыков умения анализировать соотношения рельефа и слагающих его отложений, делать предварительные выводы о генезисе и возрасте рельефа и слагающих его горных пород.

    Во время самостоятельных маршрутов студенты разбиваются на бригады по 2-4 человека и проводят геолого-геоморфологическую съемку на участке самостоятельного картографирования, фиксируют собственные наблюдения в дневнике, отбирают образцы горных пород, составляют полевой вариант геоморфологической карты, карт четвертичных отложений и современных геоморфологических процессов. Во время этих маршрутов студенты широко используют крупномасштабные топокарты (1:5000 и 1:10000) и аэрофотоснимки (1:17000) для выделения геомор-фологических контуров.
    В камеральных условиях студенты докладывают преподавателю об итогах маршрута, демонстрируют составленные в поле карты и после беседы с преподавателем начинают составление чистовых вариантов отчетных графических материалов. При обработке полевых материалов студенты работают с определителями минералов и горных пород, палеонтологическими остатками, а также с коллекцией горных пород, имеющейся в геоморфологическом кабинете.

    Во время послеполевого камерального периода проводятся окончательная обработка и анализ полученных результатов, составляется отчет о практике. В этот период часть заданий выполняется студентами с использованием ЭВМ IBM PC 486. К ним относятся: изучение четвертичной истории развития рельефа, определение объемов запасов полезных ископаемых (песка, глин) с использованием геологической базы данных “Регион” и графического пакета “Surfer”. Проводится анализ связей рельефа с другими компонентами ландшафта, решаются многочисленные задачи, связанные с изучением влияния деятельности человека на рельеф и т. п. с использованием программы EPPL и пр.

    Накануне зачета студенты проходят предварительное тестирование на компьютере. В последний день проводится зачет по практике (в форме опроса или защиты отчета).
    Итоговая оценка за практику выставляется преподавателем на основе текущих отметок за работу в обзорных маршрутах и при самостоятельном полевом картографировании, выполнение отчетных текстовых и графических материалов, качество ведения полевого дневника, теоретические знания, проявленные студентом при тестировании и на зачете, а также с учетом его отношения к работе в полевых и камеральных условиях.



Структура отчета


Текст
1. Введение
2. Природные факторы рельефообразования
3. Геологическое строение:
3.1. Тектоническое положение полигона;
3.2. Сводная стратиграфическая колонка;
3.3. Геологическое строение участка самостоятельного картографирования (Пояснительная записка к карте четвертичных отложений).
4. Рельеф:
4.1. Общее геоморфологическое положение полигона;
4.2. Ледниковый и водноледниковый рельеф междуречий;
4.3 Флювиальный рельеф:
4.3.1. Долинный комплекс рек Протвы и Исьмы;
4.3.2 Малые эрозионные формы;
4.4. Формы рельефа иного генезиса;
4.5. Рельеф участка самостоятельного картографирования  (Пояснительная записка к геоморфологической карте).
5. История развития рельефа
6. Современные рельефообразующие процессы ( Пояснительная записка к карте современных геоморфологических процессов, с анализом стационарных наблюдений)
7. Влияние морфолитогенной основы ПТК на другие компоненты ландшафта (по выбору преподавателя)
8. Рельеф, горные породы и деятельность человека (Пояснительная записка к карте хозяйственного использования рельефа)
9. Специальный вопрос (предлагается на усмотрение преподавателя)
10. Заключение.


Графика

  • Основной профиль м-ба 1 : 5 000 горизонт., 1 : 500 верт.

  • Геоморфологическая карта участка м-ба 1 : 5 000

  • Карта четвертичных отложений м-ба 1 : 5 000 (на участок основного профиля)

  • Карта современных геоморфологических процессов м-ба 1 : 5 000 (на участок основного профиля)

  • Карта фактического материала м-ба 1 : 15 000 (или 1 : 10 000)

  • Карта хозяйственного использования территории м-ба 1 : 15 000 (или 1 : 10 000) — на участок самостоятельного картографирования и сопредельные участки

  • Продольные и поперечные геолого-геоморфологические профили малых эрозионных форм

  • Литологические колонки разрезов, каталог образцов

  • Графика по специальному вопросу



Авторы программы:
Профессор Г.И. Рычагов
Профессор С.И. Болысов
Утверждено на заседании кафедры геоморфологии и палеогеографии 12.04.98 (протокол № 7)
Спасибо, заявка отправлена
После обработки заявки
с вами свяжется наш куратор
ок
Спасибо, запрос отправлен
В случае проведения семинара в смешанном или онлайн-формате мы вышлем вам ссылку для подключения к трансляции
ок
Спасибо,
вы успешно зарегистрировались
Ждем вас на конференции!
ок
Упс... Что-то пошло не так
Пожалуйста, попробуйте снова
или напишите нам о проблеме
попробовать снова
написать о проблеме