Географический факультет МГУ
   сегодня 24 января / воскресенье / неделя верхняя
Выберите кафедру  
 

ПОЛЕВАЯ ПОЧВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ПОЧВЕННО-ГЕОХИМИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 1 КУРСА:НЕПРИВЫЧНАЯ ФОРМА И НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

18.10.2020

ПОЛЕВАЯ ПОЧВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ПОЧВЕННО-ГЕОХИМИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 1 КУРСА:НЕПРИВЫЧНАЯ ФОРМА И НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ



Практика первого курса по почвоведению свалилась на нас так же неожиданно, как и на другие кафедры.

Где проводить практику? Какими силами, на каких объектах? Как организовать работу в лаборатории, написание и сдачу отчета в сжатые сроки?

Психологическая привязанность к Сатино предполагала один день провести на привычных объектах, но возможности организации автобусов, соотношение затрат времени на поездку и работу, затрат сил и средств и ожидаемых результатов однозначно склонили чашу весов в пользу проведения практики непосредственно в Москве.

Думаю, для иногородних студентов практика (по совокупности дисциплин) получилась по Москвоведению, да и сами москвичи – и преподаватели здесь не исключение – узнали много нового о природе города, экологических проблемах, природно-историко-культурных традициях и конфликтах – потенциальных и фактических – родного города.

Полигонами для проведения почвенной практики стали два основных объекта – Ульяновский лесопарк (2) и Тимирязевская (1) не только сельскохозяйственная, но исходно и лесохозяйственная академия (РГАУ).


Места проведения практики: Тимирязевский (1) и Ульяновский (2) лесопарки г. Москвы

В Тимирязевской академии объектами исследования стали не только почвы Лесной опытной дачи – старейшего полигона лесоустройства в Москве, но и почвенно-агрономический музей имени В.Р. Вильямса. Дело в том, что из-за пандемии коронавируса не в полной мере был выполнен учебный план весеннего семестра – знакомство с многообразием почв России и мира в музее Землеведения на 25 этаже. Аналогичная 25-му этажу, но даже более обширная и исторически более ранняя коллекция почвенных монолитов была собрана Василием Робертовичем Вильямсом (одним из основоположников агробиологического направления в почвоведении). И почвенно-агрономический музей был специально построен в 30-е годы под эту коллекцию. Здесь студенты освежили знания по строению профилей почв России и Мира, убедились в их разнообразии и тесной связи с факторами почвообразования, уточнили место почв Москвы и Московской области в зональном ряду почв Восточно-Европейской равнины. Затем в полевых условиях в пределах Тимирязевской лесной опытной дачи освоили методы заложения и описания почвенных разрезов.


В зале почвенно-агрономического музея имени В.Р. Вильямса.

Тимирязевский парк (Лесная опытная дача – ЛОД) – объект природно-заповедного фонда Москвы и любая деятельность здесь проводится по согласованию и под контролем сотрудников Тимирязевской академии. Неоценимую помощь в организации и проведении учебной практики нам оказали коллеги, сотрудники кафедры геологии и почвоведения: заведующий кафедрой Валентин Дмитриевич Наумов и доцент Андрей Владимирович Чинилин. Огромная им благодарность!


Особенности почвенного покрова и состояние древостоев Тимирязевского парка облегчили нам задачу заложения учебных почвенных разрезов. Широкое развитие двучленных пород, близкое залегание труднопроницаемых для корней деревьев моренных отложений, поверхностное распространение их корневой системы, приводят к тому, что здесь широко распространены вывалы деревьев, что позволяет делать зачистки, а не специальные почвенные разрезы, минимально нарушая естественный почвенный покров. Таким образом, первый день неСатинской почвенной практики был в некоторой степени аналогичен почвенной экскурсии на Бутовский холм, тем более, что Тимирязевская ЛОД расположена на одном из наиболее высоких моренных холмов северной (левобережной) части Москвы.


Второй день практики был посвящен самостоятельным работам студентов в пределах Теплостанской возвышенности – наиболее высокой позиции в южной правобережной части Москвы, в Ульяновском лесопарке. Лесопарк, расположенный в верховьях бассейна реки Сетунь, и был предложен в качестве учебного полигона коллективом специалистов кафедры, занимающихся под руководством Николая Сергеевича Касимова эколого-геохимическими проблемами Московского мегаполиса, в частности, бассейна реки Сетунь. Непосредственно почвы Ульяновского лесопарка были объектом исследований Джессика Васильчук, аспирантки Н.С. Касимова. Хочется поблагодарить Николая Сергеевича и Джессику за удачно подобранный полигон, сочетающий в себе транспортную доступность и малую нарушенность почвенного покрова. Необходимо отметить, что руководство и коллектив кафедры уделили много времени и сил обсуждению программы практики, и на первой неделе итоги каждого дня обсуждались на вечерних ZOOM-конференциях.

Надо сказать, что в некоторых отношениях почвенный покров Ульяновского лесопарка нагляднее, чем Сатинский учебный полигон демонстрирует взаимосвязь почв с позициями в рельефе, поскольку здесь сформированы гомогенные почвенные катены на однородных пылеватых покровных суглинках. Одновременно бросаются в глаза породные отличия здешних почв от почв Тимирязевского парка, сформированных на моренных и двучленных отложениях. Кроме того, сами профили почв мало нарушены и демонстрируют яркие диагностические признаки горизонтов: отбеленность и плитчатость элювиальных горизонтов, присутствие здесь мелких железо-марганцевых конкреций, более тяжелый гранулометрический состав, наличие железисто-глинисто-гумусовых пленок в иллювиальных горизонтах. Нарастание признаков оглеения и, в некоторых случаях, намытости в подчиненных позициях.


                                  1                                                                                    2

Дерново-подзолистые почвы трансэлювиальных позиций (1) и дерново-подзолистые глееватые намытые транзитно-аккумулятивных позиций (2). Ульяновский лесопарк.

Не обошлось и без небольших научных открытий, достойных не только для учебной практики, но для Научного студенческого общества. Несмотря на относительно слабую нарушенность территории Ульяновского лесопарка, в подчиненных позициях вследствие влияния несанкционированных сбросов коммунально-бытовых отходов были обнаружены техногенно-осолоделые перегнойно-подзолисто-глеевые почвы.

Вторая подбригада 4 группы по окончании полевых работ. На выходе из Ульяновского лесопарка.

В настоящее время жители прилегающих районов ведут активную борьбу за сохранение лесопарка, против планов застройки и строительства дороги, соединяющей Киевское и Боровское шоссе. Возможно, придание Ульяновскому парку статуса учебного полигона сможет послужить дополнительным аргументом в пользу его сохранения!

   

undefined

 Нужно ли спасать Ульяновский лесопарк? 

Фото с сайта Район За (raenza.ru)

Особую благодарность хочется выразить организаторам практики и работникам лаборатории, принявшим на себя наиболее массовый удар в сжатые сроки: Наталье Ивановне Хлыниной, Елене Александровне Шахпендерян, Андрею Юрьевичу Тришину и, особенно, Елене Вячеславовне Терской. Работы в лаборатории проходили в более сжатые сроки, чем в Сатино. Один раз из-за невозможности работать в лаборатории в воскресенье, четыре группы прошли через лабораторию за один день, а не за два, как обычно (еще раз: спасибо Елене Вячеславовне!).

Получение оперативных результатов не только по традиционным экспресс-методам (рН и TDS – минерализация почвенных растворов), но и по подвижным формам железа и валовому содержанию элементов почти половины таблицы Менделеева, благодаря использованию портативного РФА-анализатора (спасибо Павлу Петровичу Кречетову и Наталье Александровне Мушиниковой!), позволило существенно «геохимизировать» практику, показать студентам возможности современных лабораторных методов диагностики природной и техногенной миграции вещества, что важно для исследователей всех направлений подготовки. Надо сказать, что работа в современной лаборатории вызвала неподдельный интерес у студентов разных профилей специализации.



Отчет из-за сжатых сроков был выполнен преимущественно в дистанционной форме в виде презентаций студентов в формате PowerPoint во время онлайн-ZOOM-конференций с дополнительными приложениями развернутых текстовых комментариев в формате Word. Некоторые бригады, например, под руководством И.Н. Семенкова и А.В. Шараповой, наряду с презентациями подготовили полный вордовский отчет.

Может быть, мне повезло, и сложилось несколько благоприятных факторов: хорошая погода, начало практики, когда студенты, измаявшиеся в течение лета ожиданием практики, с нетерпением приступили к работе, - практика прошла на подъеме, достаточно насыщенно, содержательно и информативно. Я чувствовал неподдельный интерес студентов, как смежных направлений, так и, особенно, геоэкологов и географов.

В завершение хочется поименно назвать всех преподавателей и сотрудников кафедры, проводивших учебную практику по почвоведению с элементами географии и геохимии почв.

Последняя неделя практики. У Тимирязевской академии.

М.А. Смирнова, А.В. Шарапова, Д.Л. Голованов, А.Н. Ткаченко, М.Д. Богданова.

Особо хочется отметить Марию Андреевну Смирнову, которая руководила практикой трех групп первого курса. По две группы вели Мария Данииловна Богданова, я (Д.Л. Голованов), Иван Николаевич Семенков, Анна Валерьевна, Шарапова, по одной – Елена Николаевна Асеева, Марина Феликсовна Дорохова, Джессика Юрьевна Васильчук, Анна Николаевна Ткаченко. Все проявили максимум инициативы и выложились по полной.

Непростая роль «диспетчера» по согласованию порядка участия сотрудников в практике досталась Лидии Борисовне Исаченковой, которая как председатель приемной комиссии факультета стремилась, но не могла лично проводить практику.

Студент 2 курса кафедры ГЛиГП Николай Соболев.

В  завершение хочется отметить, что, по мнению студентов, пришедших в этом году на кафедру, немалую роль в их выборе сыграла именно полевая практика  по почвоведению.

Конечно, полная замена Сатино невозможна, но. думаю, Московский опыт поможет в чем-то обогатить и Сатинскую практику.

Д.Л. Голованов,

доцент кафедры ГЛиГП, один из  преподавателей полевой учебной практики по почвоведению для студентов 1 курса.

Фотографии М.Д. Богдановой и студентов 1 курса.



Возврат к списку

Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Прикладные исследования

Кафедра предлагает сотрудничество по следующим направлениямПодробнее 

Публикации

Прогноз научно-технологического развития России: 2030. Рациональное природопользование
Алексеева Н.Н., Добролюбов С.А., Касимов Н.С., и др.
2014. Подробнее Все 

Специальности и направления подготовки

Кафедра ведет подготовку бакалавров, дипломированных специалистов и магистров по следующим направлениям и специальностям Подробнее