Географический факультет МГУ
   сегодня 5 апреля / воскресенье / неделя верхняя
Выберите кафедру  
 

Гляциологическая практика 2011 года

Учебная практика второго курса по гляциологии – необходимый этап в подготовке специалистов в этой области: ведь именно здесь можно применить все знания, полученные в ходе «камерального» обучения, увидеть всё собственными глазами и потрогать руками. За более чем 65-летнюю историю существования кафедры криолитологии и гляциологии множество студентов прошли «посвящение» в горах. Не стали исключением и мы. Но всё же практику 2011 года можно считать исключительной: встречали нас не просторы нашей Родины, а далёкая Европа, а точнее Альпы – родина мировой гляциологии.

Много сил и времени было потрачено на организацию поездки: никто не ожидал, что, к сожалению, практику на Кавказе, где она проводилась из года в год, придётся отменить из-за политико-социальной нестабильности региона. Было очень сложно за кратчайшие сроки разработать новую программу учебной практики (на Кавказе она разрабатывалась целыми десятилетиями), подготовить оборудование (что опять-таки не вызвало бы проблем на нашей базе в Азау), а главное, организовать трансфер до места проведения и назад. В итоге местом проведения экспедиции стали Эцтальские Альпы и ледник Фернагтфернер – один из самых изученных ледников в Альпах.

В состав группы входили: 13 студентов II и III курса, 2 магистров, 2 аспирантов и руководитель практики – доцент В.В. Поповнин. Основными задачами практики являлись ознакомление с нивально-гляциальными системами и освоение методики проведения гляциологических изысканий, а также изучение геоморфологических и гидрометеорологических процессов, происходящих в области распространения горного оледенения.

Путь в высокогорья Австрии оказался довольно интересным: поезд Москва-Санкт-Петербург, потом автобус до Риги и, далее, до Вены. Дорога сопровождалась ознакомительными прогулками по улицам Риги и Вены в перерывах между пересадками с одного транспорта на другой. Вблизи государственной границы Словакии взору участников экспедиции открылась горная цепь Татр, при пересечении которых началась учебная деятельность: студентам предлагалось с помощью космического снимка территории и собственным наблюдениям в окно отдешифрировать объекты гляциологии – следы активности лавин, а также противолавинные сооружения.

Из Вены путь продолжился на поезде «дальнего» для австрийцев назначения до Инсбрука, где студентов ждал очень приятный сюрприз: встречать их приехали одни из виднейших гляциологов не только Европы, но и, пожалуй, всего мира – профессор института метеорологии и климатологии университета Инсбрука Майкл Кун и профессор Баварской АН, член Комиссии по гляциологии.

Первый пеший маршрут состоялся во время акклиматизации в Австрии. Из Цвизельштайна, где группа находилась в течение двух дней, был совершен автобусный переезд в Обергургль, где был посещен Высокогорный Научный Центр университета Инсбрука.

Затем группа поднялась по канатной дороге на г.Хохемутберг, где профессор Людвиг Браун рассказал об эволюции ледника Гурглер. На следующий день был предпринят автобусный переезд в Фент, а далее — пеший переход в Фернагтхютте, основное место прохождения практики.

Последующие 9 дней были посвящены непосредственно учебной деятельности: каждый день совершались маршруты на ледники (Фернагтфернер, Хинтерайсфернер, Гусларфернер), и в их долины с целью изучения основных объектов гляциологии: ледников, снежного покрова, снежников и лавин. Студенты даже приняли участие в работе по изучению режима ледника: в ходе маршрутов на ледник Фернагтфернер были забурены несколько абляционных реек (с помощью известнейшей паробуровой установки Heucke Ice Drill, предоставленной самим изобретателем – Эрихом Хойке (также из Баварской АН), который присоединился к группе в Цвизельштайне, а также в течение нескольких дней проводились измерения темпов абляции.

Помимо изучения расходной части баланса массы на языке ледника (где также осваивались правила безопасного передвижения по леднику, в том числе, в связке), работы проводились и верховьях Фернагтфернера: были вырыты два шурфа, а также проведены снегомерные работы в области аккумуляции ледника.

На примере ледника Гусларфернер изучалась прежде всего современная тенденция к деградации оледенения в Альпах: по довольно молодым моренным валам был виден устрашающий темп отступания ледника, которое сопровождалось ещё и обособлением ветвей ледника друг от друга. Помимо этого, в долине Гусларфернера путём выкапывания шурфов была изучена стратиграфия двух снежников – навеянного и лавинного.

В ходе маршрута к языку ледника Хинтерайсфернер проводилось дешифрирование на местности лавинных очагов, врезов и конусов, а также определение возможных мест схождения лавин-осов. У основания ледника студентов ждало интересное открытие: то, что издалека казалось сплошной массой разрушенной горной породы, представляло собой огромный массив мертвого льда, покрытый толщей морены, причём свободные от моренного чехла участки льда на глазах разрушались под дйствием солнечных лучей.

Отдельный день был посвящен изучению гидрологических аспектов гляциологии: на створе Фернагтбах была проведена работа по измерению расхода талой воды с ледника, а также определению динамики колебания этого показателя в течение дня при изменении количества поступаемой на ледник солнечной радиации.

Отдельным этапом наших исследований было изучение горной мерзлоты и гляциально-нивальной деятельности различных объектов. Все маршруты сопровождались небольшим вводным лекционным материалом, помогающим студентам в постижении основ гляциологии, геоморфологии, метеорологии и гидрологии.

Обратный путь в Москву тоже был отнюдь не заурядным: на поезде были пересечены ещё несколько европейских стран (в сумме в ходе экспедиции их оказалось двенадцать), совершены прогулки по таким городам Европы, как Больцано (с посещением музея «эцтальского человека», найденным учеными высоко в горах и возраст которого оценивается в 5300 лет), Верона, Венеция и Будапешт. Во время переезда Венеция-Москва была пересечена ещё одна горная цепь – Карпаты, в которой студентами также проводились работы по дешифрированию гляциологических объектов (несмотря на то, что Карпаты поезд пересекал в 6 часов утра).

В ходе полевых маршрутов студентами был получен бесценный практический опыт изучения гляциологических объектов, а также множество ярких впечатлений, которые, вероятно, останутся в памяти надолго.

По словам студентам, запомнились ранние подъёмы, длительные маршруты, порой очень тяжелые физически, июльский снег, которого никогда не увидишь в Москве. Но, наверное, одно из самых первых и главных воспоминаний – это первый выход на ледник (а для большинства он был на самом деле первым в жизни): когда то, что ты видел только на фотографиях и страницах книг, видишь наяву. Некоторые студенты даже бросили монетки в горный поток, чтобы вернуться на родину мировой гляциологии – в Альпы.

 

Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее 

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Гранты

Гранты РФФИ, РГНФ, Президента РФ, МГУ, Ученого совета Географического факультета Подробнее